Олег Арефьев: Никто [из перевозчиков] ничего не делает, ни во что не вкладывается, не ищут водителей

Фрагмент программы «Аспекты городской среды»

Уфимский микрорайон Тимашево практически лишился автобусного обслуживания после того, как предприниматель Фанис Батыров отказался от маршрута №211 «Поселок Тимашево — Кузнецовский затон», как пояснили в уфимской мэрии, «в связи с отсутствием у перевозчика водительского состава и транспортных средств». Поселок с городом связывает только муниципальный маршрут №15 «ДК УМПО — Поселок Тимашево» «Башавтотранса», который обслуживают всего 2 автобуса. Однако зачастую ходит только один, но из-за того, что им пользуются посетители Северного кладбища, жители Тимашева не могут сесть в переполненный салон автобуса. 

Специалист по антикризисному управлению Олег Арефьев заметил, что подобный маршруты никогда не были кассовыми для перевозчиков. 

— Почему? Потому что, когда автобус долго едет, и на одной остановке много народа садится, и нет сменяемости, и едут до конечной точки: маршрут не приносит денег. Едет то он, едет, а народ в салоне не меняется, он не платит, — пояснил Арефьев в эфире канала «Аспекты — Башкортостан».  — Но, в связи с тем, что желающих ранее было много, автобусов было много, работали на всех направлениях. Сегодня перевозчики начали уходить. То автобусы не соответствуют требованиям, то самому надоело. Когда перевозчиков стало меньше, оставшиеся дерутся за кассовые маршруты. На кассовых маршрутах перевозчиков хватает. Маршрут попроще, вроде Тимашево, близкий пригород, где выручка ниже, там, естественно, водителей не хватает. Их не хватает везде. А оставшиеся идут на лучшие маршруты. Наши уфимские перевозчики работают по остаточному принципу. Все. Они работают, пока идет касса. Никто ничего не делает, ни во что не вкладывается, не ищут водителей. Завтра все готовы уйти. Батыров строит на разворотных кольцах торговые центры, демские построили перехватывающую станцию сервиса, в общем, все строят параллельные бизнесы. Никто из них и не видит себя дальше в этом рынке. Все работают до момента «когда все кончится».  

По словам Арефьева, городские власти рассматривают возможность создания своего муниципального автоперевозчика, который когда-то существовал в нулевые годы на базе МУЭТа.

— Вопрос встал настолько остро, что даже город на это решился. И здесь у него козырь. У него есть МУП УИТ (приемник МУЭТа – ред.). Дело в том, что унитарное предприятие работает за счет бюджета. Все унитарные предприятия с 1 января 2025 года должны быть уничтожены, исключение только для предприятий электротранспорта. То есть МУП УИТ не уничтожается. А дальше интересное. Во многих городах решили использовать эту историю, перевести туда все автобусы и под такой крышей сохранить. В 2020 году внесли в федеральное законодательство изменения, запрещающие менять коды видов деятельности и вносить  изменения в устав предприятия. Вот у МУП УИТа это (автоперевозки – ред.) есть! У него карт-бланш. И теперь на базе МУП УИТа идет серьезная работа. Знаком с ней. Там реально серьезный подход. Все понимают, что это вопрос безопасности города. Город зависим сегодня от всех: от «Автомига», от «Башавтотранса» и прочих. 

#олегарефьев

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует