Олег Арефьев: Работать «от остановки» прибыльно, если ты работаешь не несвежем и недорогом подвижном составе

Фрагмент программы «Аспекты городской среды»

Подмосковный перевозчик «Автомиг» сообщил, что передумал уходить из Уфы, хотя ранее заявлял, что прекратит перевозки на 167-м и 258-м маршруте с сентября.

— Договорился, — констатировал в эфире канала «Аспекты — Башкортостан» специалист по антикризисному управлению Олег Арефьев. — «Автомиг» сюда привел за руку Клебанов (экс-глава минтранса РБ – ред.), и не исключаю, что «Автомиг» имел отношение к назначению Клебанова. Клебанова не стало, и «Автомиг» понял, что его задница открыта всем ветрам: никакой защиты и не понятно, с кем договариваться. Люди разводят руками и ничего пообещать ему не могут. Тогда пошел по пути, по которому в свое время ходил (конкурсный управляющий МУЭТа – ред.) Данил Рыбалко — вынужденный шантаж. «Автомиг» заявил об уходе и с ним начали разговаривать. И сразу же договорились. Это был определенный шантаж, не думаю, что «Автомиг» собирался уходить. Он мог бы уйти если бы уперся в стену недопонимания. 

По данным Арефьева, власти согласились на условия перевозчика.

— Сделали дублирующие маршруты, причем, один вытянули за пределы города, чтобы он стал межмуниципальным, и его внесли в реестр региона. По дублирующим маршрутам провели торги, и ему заплатят. Он добился своего. И он остается ровно, пока будет получать деньги. Будут платить дальше – будет работать дальше. Работать «от остановки» прибыльно, если ты работаешь не несвежем и недорогом подвижном составе. Если начинаешь покупать новые автобусы, а в среднем, автобус дороже 6-7 млн рублей, «от остановки» окупить невозможно. Сколько стоит такой автобус как у «Автомига»? Цены растут как на дрожжах. Я знаю, что он уже за 15 млн рублей ушел. Однозначно, этот автобус «от остановки» не окупить. Здесь нужен регулируемый тариф. Поэтому люди говорят: хотите новый транспорт – платите. 

По мнению эксперта, у шантажа есть один минус. 

— Опасность в том, что, если тот, кто платит, не понимает, за что платит, и его можно просто шантажировать уходом и он будет платить столько, сколько надо, рано или поздно перевозчик начнет злоупотреблять возможностями, которые получил за счет шантажа. «Автомиг» в некоторых регионах работает прекрасно. В Перми работает прекрасно, ему там платят хорошо, он там неплохо работает. 

Дальнейшие перспективы пока туманны.  

— Что будет дальше, никто не знает. Сегодня система работает в аварийном режиме. Она в любой момент может пойти вправо или влево, или остановиться. Просто сидим, смотрим и ждем. Пока до Нового Года «Автомиг» остается. Он будет работать по тем же маршрутам, только с буквой «П», которая говорит о том, что это маршрут с регулируемом тарифом.

По оценке Арефьева, перевозчик за эти годы стал важной частью экосистемы Уфы.    

— Все-таки под него «слепили» два самых хороших маршрута. Заменить его будет непросто. Учитывая, что «Башавтотрнас» свои-то маршруты не может полностью обеспечить выходом автобусов, ни частники. Если три-четыре года назад частники дрались за маршрутные карты, то сейчас они никому не нужны. Людей не хватает. Заменить «Автомиг» возможно, но сложно. Вопрос, на кого? Не так много игроков даже на федеральном уровне. Просто если на частника можно было пшикнуть, отнять свидетельство, то с «Автомигом» так не пройдет: там юристы посильнее, компания посолиднее, и за компанией солидные люди стоят, поэтому на него не пшикнешь. Отказаться от него можно. Уйти может. Заменить? Сложно, но можно. Проблема в другом. Нет людей, способных сегодня организовать работу и тех, кто может настроить транспортную систему. В этом случае «Автомиг» для Уфы – спасение. Они худо-бедно, но работают.     

#олегарефьев

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует