Олег Арефьев: Такое ощущение, что зашел в машину времени и вышел на остановке в Челябинске в 90-х
Фрагмент программы «Аспекты городской среды»
Отвечая на вопросы читателей канала «Аспекты — Башкортостан» о том, как сломать коррупционную составляющую транспортной системы региона и как кардинально изменить транспортную систему, предприниматель-транспортник Олег Арефьев заметил, что хороших решений уже не будет.
— Как сломать коррупционную систему? К сожалению, и опыт других регионов – полное зачищенное поле и формирование новой команды, — сказал Арефьев в эфире канала «Аспекты – Башкортостан». – Не одного-двух человек поменять, а полное зачищенное поле. Я знаю регионы, пошедшие этим путем. Башкирия во многих вопросах не уникальна. В том числе по уровню коррупционной емкости. Просто вопрос в том, что кто-то начал это понимать и начал ломать, и там менялись команды, и были приглашенные специалисты. Приходили молодые и жесткие, где-то не всегда у них получалось, но сама логика мне понравилась, по многим направлениям дала результат.
Отвечая на вопрос, что сделать в целом для улучшения ситуации, Арефьев заметил, что хорошего выхода уже нет.
— Уже сегодня любое изменение и улучшение – только через шоковую терапию. Плавно там и тут добавить автобусов – не получится. Валится сама система. Причем, не только в Башкирии. Просто у нас на это не реагируют.
Он напомнил, что у автоперевозчиков просто нет водителей на автобусы.
— Водителей сейчас реально нет. Везде. Очень много. Многие уходят в новые регионы. Там выше зарплата. Многие уходят в такси.
Но проблемы с транспортом не только в Уфе.
— Недавно был в Челябинске и посмотрел их транспортную систему, у нас был круглый стол в общественной палате. В Челябинске с транспортом если не сказать, что хуже, то точно не лучше нашего. Там еще ездят олдскульные «пазики». Заходишь в челябинский «пазик»: там дядька в майке с сигаретой спину чешет, тут кино крутится, тут ведро для мелочи. Такое ощущение, что зашел в машину времени и вышел на остановке в Челябинске в 90-х. Ну а с другой стороны, по всем рейтингам Челябинск один из лидеров по транспорту. Почему? Потому что там неплохо работают с общественным мнением, умеют его собирать и направлять в воронку, гасить негатив, но ситуация не намного лучше.
Раис Татарстана Рустам Минниханов раскритиковал работу общественного транспорта на заседании коллегии минтранса республики.
— Казань одна из первых начала заниматься транспортом. Очень серьезно. Казань одна из первых обновилась до большого класса – пропали «пазики». Когда мы об этом даже не думали. Татары тогда подняли свою транспортную систему на серьезный уровень. В последние несколько лет у них были проблемы с качеством подвижного состава, с поставками, с механизмом управления, были политические перестановки. И сейчас у них стало чуть хуже, и Минниханов это называет «ужасом» и «безобразием». Это «чуть хуже» в Казани — в разы лучше, чем в Уфе или в Челябинске. Потому что в Челябинске с низкой базы надувают историю про успехи, а в Татарии был хороший, не скажу, что идеальный, но достойный общественный транспорт. Начали ставить автобусы, начали меняться экономические реальности. Да, они пропустили момент, когда нужно было срочно адаптироваться. Но при этом они быстро поняли, там поменяли начальника дептранса. В Казани с общественным транспортом относительно неплохо, просто для них это «ужас», потому что они привыкли к хорошему.
В пример лучшего транспортного обслуживания Арефьев привел Пермь.
— 4 млрд рублей в год стоит общественный транспорт без трамвая. Каждый год город доплачивает 2 млрд рублей за хорошую транспортную систему. Есть в Уфе такие деньги? Даже в регионе таких денег нет. Вопросов много. Кто-то адаптируется, кто-то бежит, кто-то, как Казань быстро реагирует на изменение ситуации, кто-то, как Челябинск надувает зайца. Мы пока не делаем ничего.
#олегарефьев
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует