Олег Арефьев: Раньше был у нас Ту-154 – был прекрасный самолет. Но в сегодняшних реалиях он бы не выжил

Фрагмент программы «Аспекты городской среды»

Новые отечественные свечи зажигания для двигателей SaM146, стоящих на самолетах Superjet 100, служат в несколько раз меньше импортных, поставлявшихся в Россию до санкций, сообщает издание «Ведомости» со ссылкой на источники в авиакомпаниях – эксплуатантах Superjet. По данным издания, речь идет о «неимпортозамещенном» варианте SSJ100, который выпускался до разрыва отношений с западными технологическими партнерами. До введения санкций на двигатели SaM146 ставили свечи американской Unison Industries. Они выдерживали 1000 часов эксплуатации, после чего по инструкции их необходимо было менять, говорят два источника в авиакомпаниях. По их словам, новые свечи производства Уфимского агрегатного производственного объединения держатся до замены всего 100 часов.

— Сколько они служат – исключительно проблема эксплуатанта, это не проблема ни качества, ни безопасности перевозки, это проблема дополнительных расходов на более частую замену свечей, — сказал в эфире канала «Аспекты – Башкортостан» предприниматель-транспортник Олег Арефьев. – Если эксплуатантов это устраивает, они в любом случае все заложат в цену билета. Основной вопрос в надежности. Если они сто часов прорабатывают без сбоев, тогда это вопрос исключительно денег. Как говорят в Израиле: если проблему можно решить деньгами, это не проблема, а расходы. А если сто часов не вырабатывают, тогда это вопрос безопасности, это другая история.

Арефьев заметил, что хорошо помнит УАПО.

— Мы имели с ним контакты, в лихие года свечи от них получали. Их автомобильные свечи были простенькие, надо было чаще менять, но довольно неплохие. Но, учитывая возраст завода, и, насколько знаю, что там ничего не модернизировано, могу ошибаться, не думаю, что они сейчас могут сделать что-то серьезное с перспективой. Скорее всего, это как с шильдиками на «Москвичи». Могу ошибаться. Но если эти свечи сто часов с гарантией проходят, значит, просто расходы.

В советский период Уфа была крупным производственным центром советского авиапрома. Например, на ламповом заводе делали самолетные фары, УППО — бортовую вычислительную технику, «Гидравлика» — газотурбинные двигатели, турбонасосные установки, фильтры, и так далее.

фото Д.Колпакова

Столица Башкортостана вполне может возглавить импортозамещение в области самолетной компонентой базы, полагает эксперт.

— Гипотетически. Мы можем все. Вопрос во времени. Сколько потребуется времени, ресурсов, как менять управление, кого ставить. Проблема — не завод создать, а в специалистах, которые смогут правильно рассчитать производственные технологические процессы. У нас даже этого сегодня нет. Технологии давно шагнули далеко вперед. Мы живем в век, когда покупаешь новый телефон, пока доходишь до дома, он устарел. То же самое в авиации. Очень много технологий изменилось, есть много новых. Раньше был у нас Ту-154 – был прекрасный самолет. Но в сегодняшних реалиях он бы не выжил. Он быстрее набирал высоту, быстрее летал, но с его расходом топлива он сегодня в экономике бы не выжил. Мы можем все. Если затянем пояса, стартанем и, как минимум, поймем проблему. Но никто сегодня не планирует даже на пять лет вперед. Все чиновники живут в логике: нужны сегодня победы. Побед в авиастроении, в моторостроении, в организации перевозок к вечеру быть не может. Могут быть дутые показатели и цифры.

#олегарефьев

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует