Андрей Потылицын: Радий Фаритович привык к почитанию, уважению — чтобы коньячок был нагрет, приближенные улыбались, а холопы плясали
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
Прошедший 26 января митинг «Zа Хабирова!» произвел впечатление общего уныния и безразличия согнанных бюджетников, заметил в эфире канала «Аспекты — Башкортостан» политтехнолог Андрей Потылицын.
— Я наблюдал полное разобщение аудитории к тому, что происходило на сцене. Все видеосъемки показали картину, что люди если не повернулись спиной к сцене, то просто коротали время, стоя кружками. Людей собрали, а сами они никакого участия не приняли. Это было настолько явно и отчетливо, что следующего такого митинга мы еще долго не увидим, — сказал Потылицын. – Раздражение зашкаливало, но и власти понимали, что это уже смешно. На сцене ведущие бились в истерике, чтобы хоть кто-то повторил «Алгу», а толпа безмолвствовала и смотрела исподлобья. Ощущение уныния, фарса, никчемности этого мероприятия. Задача была показать. А кому? Кремлю? Ну, Кремль прекрасно понимает, как все это работает: они сами «Лужники» собирают по той же технологии. И прекрасно понимают, что это не является подтверждением народной любви к губернатору. А ведь именно это надо показать после того, как с Радия Фаритовича обтекло все, что на него вылилось за последние недели, и потребовалось реабилитироваться. Если он это показывал самому себе, и если он верит, что собрав в приказном порядке несколько тысяч человек, убедится в их поддержке, ну тогда он более наивный человек, в чем мы его не подозреваем. Не вышло. Не получилось. Не то, что хотелось, получили.
Потылицын обратил внимание на то, что митинг прошел за полтора месяца до электорального мероприятия.
— Хабиров, по сути, украл у Путина один большой митинг. А учитывая, что их актуальность и эффективность уменьшается по мере нарастания количество митингов, он украл самый лучший — первый. Получается, электоральная потеря для Путина: минус один митинг.
Ранее Потылицин эмпирическим путем оценил затраты на проведение митинга «Zа Хабирова!» в 100 млн рублей.
— Самая большая цифра в этой смете – зарплата бюджетников. Если верить властям, это 50 тысяч человек. Если верить глазам – 12-15 тысяч человек. Но в любом случае, это цифра около 60 млн рублей зарплаты, которую должны получить бюджетники, и они ее получат. Но работа то не сделана. То, что большинство из них этот день потратили на митинг – факт. Те, кто приехал из отдаленных районов республики, потратили на это весь день.
По каким-то причинам гостелеканалы, в том числе БСТ, не вели прямую трансляцию митинга, хотя он проходил под окнами телецентра.
— БСТ заранее понимало, что нужно будет наложить другую озвучку, как вышло потом на многих каналах, озвучено это было иначе, на гробовое молчание толпы были наложены крики, свисты, улюлюкания и аплодисменты, как оно и должно было быть. Думаю, что они боялись, что получится «кривая» «картинка», и они были правы, «картинка» действительно получилась «кривой». Они уже заранее предполагали, что ее нужно будет корректировать. Я думаю, что они уже заранее понимали, что у них ничего не получится в прямом эфире.
Экс-шеф-редактор ликвидированной радиостанции «Эхо Москвы» в Уфе» Максим Курников предположил, что напряженное и нервное поведение Радия Хабирова на сцене связано с тем, что он к полудню 26 января уже знал о гибели задержанного Рифата Даутова.
— Я тоже готов предположить, что Хабиров об этом уже знал. У него сейчас система оперативной информации налажена неплохо. Действительно, Хабиров выглядел неуверенно и неубедительно на сцене. Собственно, в последнее время он вообще «дергается», потому что Радий Фаритович привык к почитанию, уважению — чтобы коньячок был нагрет, приближенные улыбались, а холопы плясали. А когда что-то идет не так, это его быстро выводит из равновесия. Самое главное, что его раздражает – непризнание. Настолько честолюбивый человек, что любая критика в его адрес вызывает раздражение, злость и целую гамму чувств и реакций. А тут, когда народ вычеркнул его из числа любимцев, ужасно на него подействовало. Возможно, смерть одного из задержанных внесла лепту в это состояние.
Гибель Рифата Даутова не послужит поводом для эскалации ситуации.
— Как всегда, подобные события имеют синусоиду активности. Очень большие опасения силовиков существовали по похоронам. Не думаю, что вызовет массовые волнения, идет откат активности и осмысления случившегося. Самое главное, что осталось в сознании. Наверное, сейчас тысячи людей не готовы повторить события в Баймаке, особенно на фоне репрессий, но осознание ситуации, и изменение отношения как к региональной, так и федеральной власти – процесс, идущий сейчас активно.
Власти региона привлекли лояльных блогеров и делителей культуры.
— Хабиров изо всех сил подключает все, что можно, и даже то, что не нужно. Вчера пал в ноги «инстасамкам» башкирского разлива, заискивал и играл в игры с никому неизвестными блогерами. Это уже совсем смешно. Да, пытается привлекать лидеров общественного мнения. Хабиров сейчас бегает по редакторам башкирских СМИ, писателям, коллегии МВД… Сейчас бьется в истерике, потому что, как выяснилось, его никто не любит. А он то пребывал в иллюзии, что любим, и тут вдруг четко и отчетливо прозвучало: «Хабирова в отставку!». Вопрос только, куда он бегает? На что тратит драгоценное время? На общение с башкирскими «инстосамками» и «зухрами буракаевыми»? Это же не эффективно.
На этой неделе Хабиров поехал в Зауралье, где общался с местными жителями по поводу золотодобычи, но не в Баймакском, а Учалинском районе.
— Собрал там комиссию по недропользованию и говорит: «как все ужасно, безобразное поведение золотодобытчиков». Радий Фаритович! С самого прихода вы туда сразу же послали Бадранова (вице-премьер Азат Бадранов – ред.), он по вашей предыдущей версии навел там полный порядок! Все залицензировал, негодяев убрал. Потом Бадранов съехал на склады в Донецк, и вы поставили Абдрахманова (вице-премьер Азамат Абдрахманов – ред.), который навел еще больший полный порядок, и вы очень его хвалили. И теперь Хабиров приезжает в Зауралье: «ужас-ужас, сейчас наведем порядок». Человек не понимает, что сам подводит черту под своей деятельностью. Пять лет в конкретной этой сфере занимались совсем не тем, чем не нужно. И теперь он снова нам рассказывает, что наведет порядок. Железной рукой. Собственноручно. Это, как минимум, смешно.
По мнению Потылицына, поездка в Зауралье не поможет сбавить накал.
— Тем, кто по-настоящему занимается социальными процессами, известно, что так называемое «общественное мнение», которое более сложное явление, чем просто мнение, формируется по определенным законам, долго, основательно, и изменить его очень сложно. В Учалах заявляет, что сейчас все исправит, но это уже звучало несколько раз. Поспешные обещания, заверения, танцы с бубном не носят такого характера воздействия, как накопившиеся раздражения, неприятие, нежелание больше его видеть. Это как в любви. Вот когда кончилась любовь, вернуть ее почти невозможно. Так и здесь.
#андрейпотылицын
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует