Максим Курников: Убийство задержанного – это уже «белорусский» сценарий
Экс шеф-редактор ликвидированной радиостанции «Эхо Москвы» в Уфе Максим Курников, комментируя преследование участников протеста в Башкортостане, заметил, что власти региона активно пытаются перебить новостную повестку.
— Пытались создать иллюзию всенародной поддержки себя, организовав большой митинг в Уфе (митинг «Zа Хабирова»! 26 января – ред.), глава республики произнес давльно мизогинную речь, но мне показалось, что он очень волновался во время этой речи, — сказал Курников в Уфе в эфире программы Breakfast Show. – Когда пришла новость о том, что один из задержанных мертв, я предположил, что его не очень неуравновешенное состояние связано с тем, что он уже это знал и понимал, что ситуация развивается, в том числе для него не по самой приятной, спирали. Убийство задержанного – это уже «белорусский» сценарий. Это переводит репрессии в России на новый уровень: мы оказались в Белоруссии 2020 года.
Курников заметил, что Хабиров всегда позиционировал себя, как человек, присланный Москвой.
— Присланный империей на управляемую территорию, «гауляйтер», он не человек, защищающий интересы своего народа. Для башкирской общественности сегодня он «манкурт».
Он напомнил, как снимал несколько лет назад фильм «Голод».
— Башкортостан был регионом, где нам закрыли все архивы и музеи. Судя по всему, как говорят, такая команда была из федерального центра, но мы знаем, что во все регионы была команда из Центра. Но нигде ее так рьяно не исполняли, как в Башкортостане. Так истово и с таким рвением. При этом они сами говорили, что это команда из федерального центра, а «мы-то может сами и не против». Конечно, не против. Башкиры – народ, который чуть ли не больше всех пострадал от голода, оказавшись на грани вымирания. Но, тем не менее, манкуртовская позиция, мол, мы подвинем любые интересы Башкортостана ради того, что нас попросят, слишком в республике развита. И тем обиднее национальным движениям, которые приветствовали приход Хабирова ровно потому, что он башкир. И в итоге получается, что Хабиров сдает интересы не просто Башкортостана, а башкир чуть ли не больше, чем любой другой управленец в Башкортостане, а до этого — в БАССР.
Курников также напомнил, как осенью 2021 года в Стерлитамакском государственном башкирском драматическом театре отменили спектакль «Сказ о Кисябике».
— Уже тогда была попытка ученых и культурных деятелей хоть что-то сделать. И тогда они оказались не очень услышанными. Или постановка «Зулейха открывает глаза» на башкирском языке в Башдрамтеатре была настолько крутой, что из других регионов приезжали смотреть. В итоге спектакль запретили. И попытались каким-то образом репрессировать главного режиссера театра.
Региональные власти развернули мощную пиар-кампанию в попытке очернить участников протеста.
— Внутри Башкортостана пропаганда работает по полной программе. Лояльные Радию Хабирову деятели культуры – мегазвезды. Какой-нибудь Элвин Грей, с ним только Филипп Киркоров мог бы сравниться в зените своей славы. Там свои герои, звезды, в конце- концов, свой язык. Люди там немного в другом информационном пузыре. И надо сказать, что действительно Радий Хабиров мобилизовал максимум звезд, и они высказываются против Фаиля Алсынова*, против протестующих. Этот Элвин Грей сравнивает Алсынова с Гитлером. Это смешно, но это факт.
Перебить повестку властям не удастся.
— Немаловажный фактор в этом то, что пропаганда на национальных языках в национальных регионах делалась на «отстань». Слабо. И в этом, возможно, потенциал: национальные регионы, сохранившие языки, на них пропаганда будет действовать чуть по-другому. Не так эффективно. Может, национальные языки сегодня останутся пространством большей свободы для тех, кто хочет донести информацию. Пропаганда там не так влиятельна. Не во всех регионах, но если говорим про Башкортостан и Татарстан, то в большей степени, думаю, это так. У властей этих регионов нет столько говнометов, как у федеральной власти на русском языке, — резюмировал Курников.
*внесен в реестр экстремистов и террористов.
#максимкурников
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует