Максим Курников: когда большевики экспроприировали эту тему, они хорошо представляли, как могут ее использовать: он [Салават Юлаев] — борец с царизмом, империализмом
Экс-шеф редактор ликвидированной радиостанции «Эхо Москвы» в Уфе Максим Курников, комментируя протесты в Башкортостане, провел небольшой исторический экскурс в прошлое башкирского народа.
— Я очень боюсь таких определений как «коренное население», — сказал Курников в эфире канала «Набутовы». – Тем более, в Башкортостане, скажем честно, слабо себе представляем реальное соотношение тех или иных национальностей. Еще со времен Муртазы Рахимова пошло, что любая перепись воспринимается как социалистические соревнования в таких регионах: начинается — кого как вписать, кого как записать, это большая проблема. Но, конечно же, восточные регионы Башкортостана действительно полностью башкирские, башкирское население составляет большинство, люди между собой говорят на башкирском языке. Это плотно прилегающие к друг другу населенные пункты примерно с одним и тем же населением. Башкирские рода не просто про родственников. Не сколько про кровное, а про территориальное деление. Башкирские рода — это географическое, в том числе, понятие. Это не просто что-то забытое и далекое. До сих пор большинство башкир могут сказать, из какого они рода. Это не что-то забытое. Более того, кто-нибудь еще начнет анализировать: ага, этот министр из этого рода, а этот из того. Не значит, что это влияет на жизнь. Я таких утверждений не делаю. Но то, что большинство башкир знает из какого они рода — факт. Могу сказать, что одна из первых программ, которую я запустил на «Эхе Москвы» в Уфе была «История башкирских родов». Мы делали ее с местным историком Салаватом Хамидуллиным, который написал огромный труд, и продолжает его. Это важная часть. Когда башкирские земли становились частью московского царства, то эти рода заключали договор с московским царем. Каждый род напрямую. Каждый род отдельно подписал с Иваном Грозным бумагу, что на таких-то условиях соглашаются платить такой-то налог и так далее.
Каждый раз, когда умирал московский царь, с каждым новым царем подписывался новый договор.
— Вы представляете, сколько от Уфы до Москвы? Иногда царь успевал умереть прежде, чем подписать договор с родом. А в это время кому и как кто подчиняется? Тонкое место. Реформу такой системы взаимоотношений решил провести Петр I. Он не нацеливался конкретно на башкир. Он в принципе проводил административную реформу в империи. И он хотел упорядочить: Уфимская губерния и вперед. Это вызвало недовольство у башкир: они не на этих условиях входили в состав. Они восприняли как ущемление прав. Только за 18 век несколько крупных восстаний, читай – войн за независимость. Или целые десятилетия, когда не то что налог не собирали, вообще не контролировали эту территорию российские власти – с середины правления Петра I, всю эпоху дворцовых переворотов можно записывать в это время. Я эту историю изучал с другой стороны, с основания Оренбурга. Оренбург, по большому счету был основан во время, когда башкиры устраивали крупные восстания, а в то же время их южные соседи – младший жуз казахов просит о подданстве. Надо понимать, что первая (царская – ред.) экспедиция погибла большим числом человек, ровно как раз башкирами перебитая, которые понимали последствия основания города. Они действительно противостояли.
По словам Курникова, не оторвать от истории этих мест Пугачевское восстание.
— Оно связано с именем Салавата Юлаева. Исторический персонаж, вопреки геральдике, сегодня на гербе региона. Это нонсенс. Такого больше нет нигде. Это исключение. Более того, памятник Салавату Юлаеву, возле которого попытались собраться люди, протестующие против приговора Фаилю Алсынову*, один из самых больших конных памятников в Европе. Надо понимать, что, когда большевики экспроприировали эту тему, они хорошо представляли, как могут ее использовать: он борец с царизмом, империализмом. Он — символ такой борьбы. Он не противоречил их принципам. Они понимали, как могут его красиво в свою сторону использовать. И они использовали. Салават Юлаев оказался той фигурой, которую советская власть воспевала. Есть фильм 40-х годов, во время ВОВ, который так и называется «Салават Юлаев». И он как раз показывает становления героя, человека, обиженного царским режимом, человека, который понял, попав на каторгу, что русские бывают разными, и, соответственно, становится интернациональным антиимпериалистическим героем. Я даже съездил на его могилу (в эстонском городе Палдиски – ред.). Там стоит памятник, в том месте, где отбывал ссылку. Кстати говоря, его отец, который сослан на ту же каторгу, получил в свое время земли от империи, до того, как Салават Юлаев примкнул к Пугачеву. А почему он примкнул? А там были обиды на отца. Земли у отца были, потому что он участвовал в подавлении польских восстаний. Это тоже парадокс. Народы, которые колонизировались, сами участвовали в подавлении других восстаний на других концах империи. Это все переплетено. А знаете, почему начались конфликты с империей? Пришли заводчики, которые начали отбирать земли для своих нужд.
Глава Башкортостана Радий Хабиров заявил, что протесты были организованы из-за рубежа.
— Именно поэтому он выглядит в глазах собственного народа как абсолютный манкурт. У него максимально невыгодная позиция с точки зрения людей. Но у него есть представление того, как его должна воспринимать федеральная власть, и какие услуги он ей должен оказывать. Если мы говорим о символах. Есть Салават Юлаев, именем которого названо все в Башкортостане. Но улица, которая ведет к его памятнику, называется именем Заки Валиди. Кто он такой? Один из создателей первой башкирской республики. И тут кроется ответ на вопрос, почему башкирские националисты опираются не только на силу, но и на свое п р а в о быть независимой республикой. Между февралем и октябрем 1917 года началось создание республики и ее провозглашение. Это не большевики сделали. Большая дискуссия: а когда надо праздновать столетие республики? Националисты настаивали на 2017 годе, а федеральные власти сказали: «нет, будете праздновать в 2019 году». Когда советская власть признала республику и сформировала в таком виде. Создатели первой республики не включили туда Уфу, столицей был Стерлитамак. Но вот те земли, на которых произошел протест, полностью вошли в первую республику. Эти земли – сердце. Ядро того самого Башкортостана. В 90-годы имя Заки Валиди вернули, а советская власть с ним боролась… Один из создателей Республики Башкортостан.
По мнению Курникова, присутствие двух исторических персонажей в общественном пространстве Уфы «жмет империи».
— На улице Заки Валиди находится Курултай, на котором висит табличка в память о том, что в этом самом здании провозглашен суверенитет Республики Башкортостан, закрепленный в Конституции республики. Которую Радий Хабиров решил изнасиловать и в обход процедур, через парламент, поменял. Посмотрим, как это будут развивать, как долго будут терпеть эти символы федеральные власти, как будут стараться их переначить. Если говорим о символах, вот собирались люди у памятника Салавату Юлаеву. А уже второй год идут разговоры о его ремонте, и что нужно будет его снять. Не представляю, как будет выглядеть демонтаж в этих условиях.
Курников предположил, что преувеличивать значение исламского фактора не стоит.
— Считаю, не случайно российская пропаганда этот фактор всегда выпирала вперед и пугала радикальным исламом. Должен сказать, что я с людьми из этого (протестного – ред.) движения знаком. У меня с ними часто происходили споры: они обижались, когда называл их «националистами». Я без окраски говорил, фиксировал, что они националисты. А им видилась негативная оценка в этом термине, они очень боялись, что рядом с националистом уже сразу экстремист и так далее. Они не любят этот термин, но мы понимаем, что в нем нет обидного ярлыка, это обозначение того, какие вопросы они выносят на повестку. Наверное, можем говорить, что это националисты, потому, что национальные вопросы ставят высоко. Я бы сказал, что та борьба, которая идет сейчас вокруг Фаиля Алсынова — продолжение того, что было в 18-м веке. Она не вчера началась и не завтра закончится. Не случайно, многие поддерживающие Фаиля Алсынова, сравнивают его с Салаватом Юлаевым.
*внесен в список экстремистов Росфинмониторинга
#максимкурников
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует