Григорий Бакунов: И в нужный момент, по сигналу, тысячи ботов нажимают на кнопку «Пожаловаться»

Во время недавних событий в Баймаке и в Уфе в «Телеграмме» пропали несколько каналов, наблюдавших за происходящим, как, например, канал издания «RusNews», который, впрочем, через несколько часов был восстановлен.  

— У меня нет ощущения, что все это сделано, потому что «Телеграмм» сотрудничает с башкирскими властями. Я уже видел примерно такие блокировки каналов, — сказал в эфире программы «Точка» it-эксперт, экс-директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов. – Происходит это так: покупается несколько тысяч настоящих аккаунтов. Почему настоящих, а не ботовых? Потому что у этих аккаунтов должна быть какая-то активность и предыдущая история. После этого аккаунты подписываются на канал, ждут до следующего сообщения и потом массово жалуются на это сообщение. И приходит автоматическая блокировка канала. Это происходит нелегко. Нужно понимать, что купить несколько тысяч настоящих аккаунтов – это деньги и усилия. Это все непростой процесс. Не думаю, что это могут сделать сами власти, но есть специальные ботоводы. Организовать не сложно, и, как мне кажется, «Телеграмм» про эту историю знает и с ними борется. Пока не особенно успешно. Есть баланс. Ты действительно должен реагировать на сообщения и сигналы пользователей о том, что какой-то канал вытворяет что-то непотребное, а с другой стороны, надо бороться за то, чтобы ничего не блокировать, за не уменьшение свободы слова.

По словам эксперта, в среднем бот-аккаунт «живет» 1-2 блокировки.

— Они регистрируется сильно заранее, за год-два. Это пользователи, которые переписываются друг с другом, поддерживают иллюзию настоящности своего существования, они подписываются в процессе на разные каналы. И в нужный момент, по сигналу, тысячи ботов нажимают на кнопку «Пожаловаться».     

Бакунов уверен, что простого способа борьбы с этим явлением нет.

— Надо заниматься («Телеграмму» — ред.) очень странной работой. Она очень неправильная с точки зрения любой it-компании, но она единственно верная. А выглядит она так: идешь и вручную составляешь список реально важных тг-каналов. Понятно, что их на одну страну, и в данном случае на одну Россию – тысячи. По счастью, стран, в которых нужно бороться за незабанивание каналов, единицы. Здесь важно было поработать руками. Другое дело, что все it-компании ненавидят работать руками, везде, где можно сделать алгоритм, будет сделан алгоритм. Во-вторых, вероятно надо придумывать новые паттерны вылавливания активной накрутки, когда много «сигнальщиков» внезапно приходят в канал, который долгое время существовал и не постил ничего противоправного, и у него приличная аудитория, то надо реагировать на это по-другому. Я уверен, что в «Телеграмме» не дураки сидят и уже что-то про это думают. Наличие такого способа, который сейчас многим становится все понятнее, говорит о том, что ты и бизнес в «Телеграмме» можешь убивать. Подписываешься на канал конкурента и после этого с нескольких аккаунтов на него жалуешься: и у тебя нет конкурента в «Телеграмме». Удобно!

Бакунов призвал владельцев тг-каналов максимально обезопаситься.

— Совет только один: сделать максимум для безопасности канала. Не надейтесь, что канал привязан к номеру телефона и этого достаточно. Надо ставить обязательно пароль на аккаунт, а во-вторых, больше не привязываться к конкретной площадке. Если у вас есть канал, который вы можете пушить сразу в несколько мессенджеров, кидайте во все сразу. Да, будет рассеиваться аудитория, не так будет удобно считать, не так удобно до всех достучаться. Но каналы теперь есть в WhatsApp*, Viber и многих других мессенджерах.

Обращает на себя внимание, что первым «упал» мессенджер WhatsApp.

— В каждом регионе свои более распространенные мессенджеры. Почему бы и нет? Почему бы не глушить WhatsApp, если он больше по аудитории.   

*компания Мета признана в РФ экстремистской и террористической организацией

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует