БЛОГИ. Рустем Шайахметов: Общественный транспорт Уфы: Кто виноват и что делать?
Рустем Шайахметов, экономист
Глава Башкирии на оперативке высказал претензии главе администрации Уфы Ратмиру Мавлиеву из-за низкого качества работы общественного транспорта, напомнив, что это – сфера ответственности муниципалитета.
Радий Хабиров переадресовал Мавлиеву вопросы уфимцев, которые были заданы ему в Бирске:
– Когда наладите более эффективное автобусное сообщение в Затон? с Инорса? с ДОКа?
Тут же представитель минтранса Башкирии сообщил о закупке в кредит 250 новых автобусов из которых – 91 уже получены, остальные будут поставлены в январе. При этом закупаются автобусы малого и среднего класса, как они смогут решить проблемы автобусного сообщения указанных районов Уфы — не понятно.
Глава республики предложил уфимской администрации подключиться к этому процессу и начать закупать автобусы в кредит, создать предприятие по организации перевозки пассажиров. При этом отметил, что частные перевозчики работают в убыток, также напомнил, что главное для жителей – это время ожидания автобуса и регулярность транспортных перевозок.
В принципе замечание правильное. Организация работы городского общественного транспорта – это обязанность муниципалитета, а органы республиканской власти должны оказывать необходимое содействие. Только в настоящее время республиканский минтранс рулит процессом, а уфимские чиновники на подхвате. Получается, если не изменится ситуация, решают одни, а отвечать будут другие.
Качество работы уфимских чиновников можно оценить по работе электротранспорта, они довели до банкротства муниципальное предприятие, осуществляющее перевозки трамваями и троллейбусами. Износ трамвайных путей, самих трамваев приближается к 100%, ненамного лучше ситуация с троллейбусами. При этом, в 2024 году на обеспечение работы электротранспорта из городского бюджета выделяется 539 млн рублей. Перевозится электротранспортом 16 млн пассажиров в год. Основная сумма выделяемых бюджетных ассигнований приходится на трамвайные перевозки, бюджетные затраты на перевозку одного пассажира трамваем составляют около 55 рублей, плюс стоимость билета 30 рублей.
Если такие же принципы будут использованы при организации работы автобусов, то городскому бюджету это будет обходиться минимум в 1 млрд рублей в год. Следует отметить, что хотя частные перевозчики заявляют об убыточности своей деятельности, с рынка никто добровольно не уходит. Хотя стоит отметить, что власть своими действиями не способствует их развитию.
Закупка за государственный счёт автобусов не решает проблемы, а просто транжирит народные средства. Потому что необходимо построение грамотной бизнес-модели, обеспечивающей окупаемость вложений. Это хорошо видно по Башавтотрансу, которому закупили за счёт бюджета автобусов на миллиарды рублей, выделяют миллиардные субсидии, а он убыточен и постоянно балансирует на грани банкротства. А частные компании работают без дотаций, примерно по таким же тарифам, только они генерируют прибыль.
При этом администрация Уфы планирует увеличить количество станций городской электрички на пути из Шакши и Дёмы. Только ездят по этому маршруту менее 500 человек в день, это может перевезти один автобус. Для понимания, вместимость одной электрички свыше тысячи человек. Себестоимость перевозки одного пассажира свыше 100 рублей, и поэтому существовать этот маршрут может только за счёт сумасшедших дотаций из бюджета. Мы очень богаты, если позволяем такие траты на маловостребованный маршрут. Зато средств на организацию перевозок людей из Дёмы, Затона, Инорса нет.
Прожект реконструкции трамвайных путей за 18 млрд рублей поражает своей бездумностью. Потому что объём трамвайных перевозок по данному маршруту будет не более 15 млн рублей в год, а так как это концессия, то затраты концессионера будет компенсировать бюджет. Государственные дотации частной структуре будут превышать 2 млрд рублей в год.
Важно обеспечивать востребованную мобильность уфимцев, но можно делать это за куда меньшие деньги. Необходимо закончить метания и сформировать стратегию развития общественного транспорта на основе спроса населения.
И здесь я совершенно согласен, что этим должна заниматься администрация Уфы, но для этого надо дать им реальные полномочия и спрашивать за результаты их работы.
И главная задача муниципалитета — грамотная организация работы общественного транспорта на основе потребностей уфимцев, а бездумную закупку автобусов и растрату народных денег на неосуществимые проекты необходимо прекратить.
И пока это не произойдёт, хаос в общественном транспорте будет продолжаться.
#рустемшайахметов
Орфография и пунктуация автора сохранены
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует