Алексей Кузнецов: Пропагандирующие отказ от английского либо дураки, либо приспособленцы. А, может, и то, и другое

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

Уходящий год стал рекордным по внедрению в стране патриотических ритуалов, а Башкирия была в передовиках. Так, на Советской площади появились прозрачные будки для часовых, высокопоставленные чиновники каждый понедельник разъезжаются по школам для «важных» разговоров, а поднятие флагов внедрили в детсадах.

— В советское время было много ритуалов. Флаг, правда, не поднимали. Выносили флаг пионерской дружины, — вспоминает историк, экс-педагог одной из московских школ, ведущий канала «Живой гвоздь» Алексей Кузнецов. – Проводилось два-три раза в год собрание дружины, начинавшееся с торжественного внесения знамени, которое в остальное время стояло в «красном углу». Так что ритуалы были. Но даже в советское время, как мы видим, это не сработало. Когда Советский Союз начал «сыпаться», многие люди радовались, даже те, кто теперь об этом сожалеет. Но тогда усталость, несомненно, была очень сильна. Начиная от людей моего поколения и старше. Но хочу заметить, что в советское время с этим работали гораздо серьезно. Любое восприятие любого мероприятия зависит от того, как мероприятие готовят. Создают ли должное настроение. У меня такое ощущение, что сейчас в большинстве случаев сверху спустили команду установить флагшток, купить флаг и его поднимать: «марьиванна, составьте график под персональную ответственность классных руководителей». Люди воспринимают это как очередную обязаловку.

Кузнецов привел в пример субботники советского времени.

— Были места, где субботники проходили с большим подъемом, весело, инициативно, люди их до сих пор вспоминают. Что это за места? Там, где местком или иные ответственные за проведения мероприятий к этому подходили творчески: не просто уберемся в родном учреждении, а забабахаем какие-нибудь соревнования, стол накроем… В результате люди чувствовали, что, да, с одной стороны обязаловка, а с другой стороны, обязаловка веселая, и заодно оттопыриться можно. А были субботники, которые люди вспоминают как тоску зеленую: «всем быть, начальники отделов отвечают за то, чтобы ни одна не вильнула». Приходят, имитируют протирку подоконников и, чертыхаясь, расходятся. Вот здесь то же 

Вероятно, в наступающем году появятся новые патриотические обряды и ритуалы.

— Поскольку все прямо или косвенно заимствуется из советского прошлого, думаю будут усиливаться элементы каких-нибудь соревнований. Ну, были же социалистические соревнования. Ну, вот какой-то соревновательный элемент: «А мы патриоты!». «А мы еще большие патриоты». Но мы все прекрасно понимаем, что эти попытки создать и возродить детскую организацию по образцу комсомола или пионерии, другие шаги в этом направлении, за этим, как правило, стоит распределение бюджетов. Есть люди, которые профессионально кормятся от патриотической работы. Будет бюджет, будет работа. Другое дело, что плоды этой работы не выдающиеся. Ну а не будет бюджета, будет все на уровне военно-полевой кухни с гречневой кашей.

Российский государственный социальный университет подтвердил, что его специалисты разрабатывают экспериментальную платформу «Мы», которая формирует социальный рейтинг для россиян на основе различных параметров. В РГСУ ожидают, что эту систему смогут использовать органы власти всех уровней, а также общественные организации «для реализации оперативной и объективной социальной поддержки населения». Социальный статус — это «заслуги» человека, а социальный уровень — оцифровка его «перспектив» с точки зрения государства.

Кузнецов не исключил, что все может скатиться к выставлению меток «надежный» или «неблагонадежный».

— Нашивание звезд на одежду – развлечение любого авторитарного и, тем более, тоталитарного режима. Другое дело, что эти звезды могут буквально нашиваться, как в гитлеровской Германии, а могут существовать в виде пометок в личном деле Или, как в случае с московскими учителями – «черная база», куда попадают учителя, уволенные по компрометирующим основаниям, причем не обязательно это компрометирующие, а, например, за «невосторженный» образ мысли. И никакая другая школа его не возьмет. А руководство столичного образования с глумливым видом существование базы отрицает. Ну, вот будут какие-то такие «галочки».

Согласно исследованию образовательного портала EF Education First Башкирия оказалась на последнем месте в рейтинге регионов России по уровню владения английского языка. А ряд федеральных спикеров и Z-патриотов в уходящем году призвали отказаться от обязательного изучения английского в школах и вывести его в дополнительное образование, обосновав тем, что российской молодежи он не нужен этот язык. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что «тот, кто сегодня учит английский язык, должен понимать, что это «умирающий» язык».

— Могут ли отменить преподавание английского в школах и вузах? Конечно, могут. А что у нас не могут сделать? Будет ли это умно? Нет. Давайте не забывать, что современному человеку мир открыт хотя бы при каком-то знании английского языка. Если вы хоть через пень колоду не способны читать и изъясняться, вам закрыто очень многое. Пропагандирующие отказ от английского, либо дураки, либо приспособленцы. А, может, и то, и другое. Это вполне совмещается. Третьего варианта не вижу. Что они могут делать? Либо шуметь, либо делать. А делать что, ежели ты Z-патриот? Вообще, под Волноваху отправляться в добровольческом составе. 

#алексейкузнецов

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует