Всеволод Спивак: Работая на растущем рынке, погружаться в убытки — это странно

Всеволод Спивак

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

Намерение «Почты России» собирать с маркетплейсов инфраструктурный платеж наткнулось на критику. Против выступает Минпромторг, а Минэкономразвития высказалось за дополнительное обсуждение идеи, пишут «Ведомости». Речь идет о предложении «Почты России» обязать владельцев маркетплейсов платить ей инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров. Таким образом почтовый монополист пытается найти источники доходов для покрытия своих убытков, в том числе от содержания почтовых отделений в малых селах для поддержания социальных функций. Попутно предлагается распродать часть зданий главпочтамтов в региональных столицах или закрыть в городах ряда почтовых отделений с передачей торговых площадей в аренду бизнесу. В Санкт-Петербурге почта выставила на торги автобазу в центре города, построенную еще в 1890 году. 

— Любой процент будет вложен в цену товаров. Готовы ли мы платить больше? Если нам скажут, это неизбежно. А по большому счету, причина в том, что «Почта России» неэффективно управляется, считает экономист Всеволод Спивак. — Имея колоссально развитую логистическую сеть и офисы в каждом населенном пункте, она должны была быть локомотивом развития логистики в России в целом. И не допускать не административным путем, а рыночными методами массового развития логистических центров, которыми сейчас занимаются «Валберис» или «Озон». Она могла стать оператором всего этого. Она это не сделала, момент упустила. Мне кажется, что было бы правильным эту компанию приватизировать. Но для этого нужно прописать точные правила игры, потому что обеспечение почтовыми услугами малых населенных пунктов – убыточно. Нужны правила игры. Но в частных руках почта будет эффективнее.

Распродажа недвижимости может дать только краткосрочный эффект.

— Даже если в пятидесяти городах продать здания главпочтамтов. Ну, за сколько можно продать в Уфе? Ну полтора миллиона долларов. И такие 10-15 городов, остальные поменьше. Получите около 100 млн долларов от продажи значимого объема помещений на красных линиях. Этого хватит на четыре месяца. Это не решение проблемы.    

Спивак напомнил, что частные компании, не имея льгот, сами создают себе материальную базу из текущей прибыли.

— Нужно определить правила таким образом, чтобы у игроков были обязательства обслуживать какое-то количество малых пунктов. Или работа в этих пунктах должна субсидироваться на рыночной конкурсной основе. В ряде случаев, может, нет смысла сохранять действующие отделения почты, а передачу судебных и налоговых писем можно возложить на органы местного самоуправления. Социальными функциями можно обременить частников, так же как сотовых операторов обязывают обеспечить на селе определенные зоны покрытия. Либо работу в малых населенных пунктах субсидировать напрямую на конкурсной основе из бюджета. Частный бизнес будет эффективнее, нежели неповоротливая чудовищная махина, обладающая колоссальным объемом активов и возможностей, постоянно погружающаяся в убытки. «Почта» работает на растущем рынке, количество доставляемых товаров от года к году растет. Работая на растущем рынке, погружаться в убытки — это странно.    

Спивак не исключил, что лоббисты продавят инфраструктурный платеж в пользу почты.

— Это не будет странно, просто решат и сделают, и маркетплейсы будут выплачивать. Куда они денутся? Также, как мы системе «Честный знак» за каждую футболку 50 копеек платим, непонятно кому и куда. Так же как с каждой песни в кафе почему-то делается выплата структурам, связанным с Михалковым.

В пример экономист привел другого планово убыточного монополиста – РЖД.

— Проезд на поезде до Москвы уже стоит также или дороже, чем полететь на самолете. Это пример госуправления.    

#всеволодспивак

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует