Всеволод Спивак: У вас четыреста точек растаможки на всю страну. Вы, может, там порядок наведете?

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

Вице-премьер, глава Минпрома Башкирии Александр Шельдяев сообщил, что благодаря санкционному давлению крупный бизнес начал закупать продукцию внутри региона, что позволило загрузить малые и средние предприятия республики заказами. «Одна из основных задач нашего министерства — «поженить» малый и средний бизнес с крупным. Хорошо, что пришли санкции. Потому что, когда стучались в двери наших крупняков, получали, конечно, сначала отказы: у нас есть гарантии, у нас есть технологии, есть Европа, Запад. Но теперь всё, наоборот, повернулось. Сегодня как раз крупный бизнес приходит к «малышам» и говорит: сделайте нам то, что мы не можем купить. И этого мы ждали, теперь дождались», — сказал чиновник.

— Надо понять, а почему раньше не покупали? Просто потому, что соотношение цены и качества были ниже, чем у иностранных аналогов. Если у вас не будет возможности купить китайский автомобиль, неизбежно купите условную «Ладу», просто она будет в разы хуже, — поделился мнением экономист Всеволод Спивак. – Можно ли это считать победой импортозамещения? В то время, когда весь мир ездил на «БМВ», «Мерседесах», «Фиатах», «Опелях», советские люди ездили на «Жигулях». Примерно к этому идет нынешнее импортозамещение. Мы будем покупать дороже вещи, которые хуже. Будем покупать дороже комплектующие, которые менее долговечны и менее надежны. Но то, что мы их будем покупать в условиях, когда не можем купить другое, это конечно.  

Экономисты подсчитали, что в России существует 124 вида неналоговых платежей, вроде «Платон», ЕГАИС, «Меркурий», «Честный знак», которые вливаются в стоимость товаров и услуг.

— Основная проблема для бизнеса — даже не сами эти платежи, а издержки, связанные с администрированием этих платежей. К примеру, система «Честный знак», постоянно глючит, требует отдельной ставки сотрудника, который наносит бирки, заказывает новые бирки, обменивается информацией. Для мелкого бизнеса затраты на администрирование кратно выше, чем 50 копеек, которые платят за одну марку. Можно было бы просто заплатить и не заниматься мелкой моторикой, не занимать людей, не задерживать товары, не удлиннять логистику. Постоянная потеря эффективности на каждом из этих этапов. Не только денег. Именно эффективности, скорости и динамики развития бизнеса. Это тяжелое ярмо на мелком и среднем бизнесе. Подумайте о таком маразме. Вы хотите открыть мелкий магазинчик. Вам нужно передавать фискальные данные, нужно заключить договор с оператором фискальных данных, далее нужно, чтобы данные хранились в компьютере. Только две фирмы в России производят сертифицированные флешки, на которых могут храниться эти данные. Они стоят бешеных денег. Мы понимаем, что это чей-то бизнес. Потом покупаете флешки, их хватает на год-два, вы должны их перепрошивать, одновременно вы должны поставить систему «Честный знак», интегрировать ее с программным обеспечением. И это все должен сделать один маленький бизнес. Что такое маленький бизнес в Европе? Это человек без высшего и даже начального образования может выйти и что-то начать делать. А здесь, чтобы просто организовать все, вы должны затратить кучу денег, и в результате сами вынуждены разбираться, как работают компьютеры, сканеры, принтеры. Это бред. Зачем три точки контроля над одним и тем же? Не понятно. У каждой из этих точек контроля есть свой бенефициар. Каждый получает деньги. В масштабе страны получает большие деньги.

По мнению Спивака, системы контроля «плодятся и плодятся, хотя они абсолютно бессмысленны». Яркий пример тому, летняя трагедия с напитком «Мистер Сидер», который был легальным и много раз сертифицированным.       

— Зачем на трикотажной футболке вешать систему «Честный знак», мне совершенно не понятно. Нам говорят, что так борются с контрафактом. Какой контрафакт у белой трикотажной футболки? Она просто белая и трикотажная. Там нет контрафакта. Нам говорят, что так борются с неуплатой таможенных сборов. У вас четыреста точек растаможки на всю страну. Вы, может, там порядок наведете? Государство тратит 50 млрд рублей на их содержание. Люди с трикотажными футболками не пересекают границу на осликах. Они прибывают на кораблях и поездах в точки растаможки. Давайте там поборемся с коррупцией, а не будем заставлять миллионы предпринимателей заниматься непонятной ерундой и еще за это платить.       

#всеволодспивак

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует