Владимир Барабаш: с этой группой кто-то работает, чтобы перехватить контроль над почти готовым активом

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

Директор Фонда развития городских проектов, экс-председатель Совета по правам человека при главе РБ Владимир Барабаш прокомментировал в эфире канала «Аспекты» текущую ситуацию с вкладчиками инвестиционной платформы «Золотой запас», которую курирует со времен работы в СПЧ.

Барабаш напомнил, что на момент отзыва лицензии «Роскомснаббанка» краудфандинговая платформа «Золотой запас» насчитывала около сорока фирм, пользовавшихся деньгами заимодавцев.

— Тридцать из них рассчитались по обязательствам сразу. Проблема возникла не с тем, что взяли деньги и убежали восемь ооо-шек, а с тем, что их счета были в «Роскомснаббанке», и эти деньги застряли.

Сегодня заимодавцам бывшая краудфандинговая платформа должна 1,4 млрд рублей.

Барабаш заметил, что ситуация «не совсем мертвая» и напомнил историю вопроса.

— В 2019 году было несколько вариантов, например, уголовное дело. Но это не пирамида и ЦБ согласился с этим, что это была работающая структура. У нас нет закона о краудфандинге и нет механизмов защиты граждан, когда привлекают займы под инвестиции. Для юрлиц краудфандинговая платформа – это возможность привлечь инвестиции вместо банковского кредита. К нему обращались юрлица: у граждан привлекают деньги и дают ооо-шкам для инвестпроектов. Посмотрев, что деятельность велась, и есть активы, которые можно довести до ума и хватит, чтобы рассчитаться, мы предложили разрешить ситуацию не через уголовное дело, потому что ни одно дело в России не закончилось возвратом средств. Все помнят «Древпром», там все уже осужденные вышли на свободу, а денег никто не получил. Мы предложили пойти по пути возврата и смогли сформировать активы таким образом, чтобы гарантировать дальнейший возврат. Разные ооо-шки (восемь компаний, которые взяли деньги у «Золотого запаса» — ред.) под разные проекты, с разной степенью готовности.

Выходом из положения может стать земельный участок в Уфимском районе, продав который инвестору под малоэтажную застройку, можно рассчитаться с людьми. Земля находится в управлении компании «Родные просторы», учредителями которой, в свою очередь, являются компании, которые должны людям.

— Их сделали учредителями «Родных простор» пропорционально тем суммам, что должны людям. Для того, чтобы, когда земля будет продана инвестору, каждый получил свой процент. Но появилось некое ООО «Потенциал», который пытается перехватить контроль, подало иски в арбитраж на эти 2 млрд, На мой взгляд: попытка перехвата актива и ловли рыбы в мутной воде. «Потенциал» — такой же кредитор на 60 млн рублей.

Барабаш напомнил, чтобы продать землю инвестору, нужно подготовить проекты планировки и межевания, разработать изменения в генплан сельсовета.

— Без этого нельзя изменить назначение участка, а также проработать с ресурсниками, без мощностей земля ничего не стоит, провести изыскания по геологии, геодезии. Это стоит немалых денег. Только генплан и планировка — 50 млн рублей. Ни одна из ооо-шек не способна была заплатить, они «заморозились» в рамках закрытия банка. Мы нашли инвестора, сделали проект, вышли на инвестчас, получили поддержку правительства. Это хороший инвестпроект. Инвестор видит свою выгоду. Готовность уже год назад была со стороны инвестора. Все документы готовы, но возникли юридические сложности с Уфимским районом. Он еще в 2018 году отторговал разработку изменения в генплан этого же населенного пункта, и не мог закрыть контракт, не принимал работы от проектной организации. А по закону нельзя два проекта одновременно делать. Если начать новый, а не закрыть муниципальный контракт – это будет нецелевым расходованием. Никто не хотел брать на себя уголовку, поэтому больше полугода просто ждали, пока закончится. Завершилось положительно. Но в районе сменилось руководство (ушел в отставку Вилорий Угаров – ред.), а новые люди, подписывающие документы, должны понимать, что подписывают. Для решения одного вопроса не надо создавать проблему в другом месте. Сейчас ждем нового подписания. Но теперь новая сложность – в августе группа заимодавцев начала активно общаться с жителями сельсовета, науськивать их: мол, хотите, чтобы вам застроили? Подогрелся интерес, начали закидывать сельсовет письмами. Я не берусь сказать, что это было. Есть группа заимодавцев, которая в августе пошла в суд, снесла мировое соглашение, принятое большинством заимодавцев, убедили суд что, оно не отвечает интересам всех. Они активно торпедируют. Могу предполагать, что с этой группой кто-то работает, чтобы перехватить контроль над почти готовым активом. Это уже вылилось в то, что инвестор приостановил финансирование, а он инвестировал под честное слово, так как земля еще не переведена.

Экс-глава СПЧ заметил, что продолжает работу с заимодавцами «запаса».

— Стараемся донести информацию. Да, не проводим собрания. Потому что задача — не успокоить, а деньги вернуть. Время лучше потрачу не на собрания, а на процесс. Так, на следующей неделе состоится совещание в республиканской прокуратуре, чтобы этот вопрос оставить в нужной колее и не дать увести в сторону. Но невозможно помочь заимодавцам против их воли. Большинство не относится к этим «товарищам», но с точки зрения суда и госорганов, нет хороших и плохих заимодавцев. Большое количество — это пожилые, им физически участвовать в мероприятиях сложно, проблема у арбитражников – собрать кворум, чтобы проголосовать. А здесь люди более мотивированные и консолидированные, их меньше, но они активнее. Успешное завершение истории – возврат денег. Для возврата необходимо, чтобы земля была переведена (под застройку – ред.), тогда инвестор переведет деньги в «просторы», а «просторы» расплатятся с заимодавцами живыми деньгами. Самое неудачное развитие событий, это когда эта группа победит, все ооо-шки переведут в конкурсную массу, продадут активы за копейки. С юридической точки зрения обязательства будут исполнены, даже если по 10 копеек на рубль выплатят. Ничего нельзя исключать. Худший вариант – перехватывают ооо-шки, либо все, либо какое-то количество, чтобы заблокировать процесс и диктовать условия инвестору. Оптимальный вариант – дожимаем схему, проходит заседание совета Уфимского района, депутаты принимают решение об изменении границ населенного пункта, дальше чисто все по регламентам прописано, а учитывая, что все документы готовы, задержек не будет.

Он заметил, что ухудшать жизнь жителей Уфимского района никто не намерен.

— Инвестор должен решить ряд социальных вопросов для района. Все стороны заинтересованы в том, чтобы дожать вопрос. Инвестор проголосовал рублем и начал выплачивать, что показывает серьезность его намерений.

Еще один актив, за который идет спор — отель «Урал-тау».

— Агентство по страхованию вкладов пыталось оспорить этот актив и включить в массу имущества банка: вытащить из структур «запаса» и перетащить в конкурсную массу банка. Ситуация разрешилась, сбавили обороты, но с другой стороны вылезла ситуация с судебными решениями, которые уводят его в конкурс. Продаются не квадратные метры, а доли в фирме-учредителе. Весь объект принадлежит ООО «Урал-Тау». Оно в процентном соотношении разделено между компаниями-должниками в таких же процентах как «Родные просторы». Но купить долю в 7, 4, 19 процентов: не дает ничего. В натуральном выражении — это не приобретение. Или берешь все сто процентов или ничего. Все 100 процентов в нынешних условиях приобрести невозможно, потому что, по «Тихой гавани» есть решение суда. Инвестор, который хотел купить отель, сказал: договоритесь там, пусть через 8 фирм, тогда заплачу. Потому что купить не 100 процентов, а 80, не дает возможность быть полноценным собственником. Это к вопросу, чем плоха такая «активность».

#владимирбарабаш

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует