Олег Арефьев: Башкирия разговаривает с «Мовистой» о концессии, которой в ближайшем будущем не будет точно
Фрагмент программы «Аспекты городской среды»
Власти Башкирии предпринимают еще одну попытку концессии по трамваю в Уфе. Радий Хабиров, посещая транспортный форум в Москве, заявил: «Еще один вопрос – модернизация трамвайных путей в Уфе. С компанией «Мовиста» мы утвердили дорожную карту для дальнейшего взаимодействия в этом направлении. Планируем заключить концессионное соглашение, будем приводить в порядок пути и закупать новые трамваи. Начинаем с южной части Уфы», — написал он.
Ранее к трамвайной концессии в столице Башкирии приглядывалась компания «Синара».
— Можно бесконечно смотреть за тем, как в Уфе рассуждают о восстановлении трамвайной сети. Примерно раз в год эта «сказка» всплывает. К этому относиться всерьёз смысла нет, — сказал в эфире «Аспектов» предприниматель-транспортник Олег Арефьев.
Он заметил, что концессионеры-претенденты — это консультанты, а не финансовые структуры.
— Компании, заходящие с концессионными предложениями — прокладки-консультанты, выполняющие роль генподрядчика. Они аккумулируют на себе все деньги, а потом, являясь коммерческой структурой, могут осваивать федеральное финансирование в обход законодательства по госзакупкам. Могут сами выбирать без конкурсов подрядчиков и те же трамваи, по той цене, по которой сами решили. Если государство покупает трамвай, там должен быть конкурс и обоснование цены. А концессионер сам решает, это коммерческая структура. Они получают деньги и раздают на субподряды. Все то же самое может делать город (мэрия Уфы – ред.). Но у меня твердое ощущение, что в Уфе никто не планирует сохранить трамвай. Для Уфы электротранспорт – больной имиджевый вопрос. Его уже морально решили похоронить. Но сегодня, особенно перед выборами, сложно закрыть сеть. Поэтому тянут до последнего, в надежде спихнуть головную боль на своих последователей, мол, пусть они закрывают электротранспорт или ищут деньги на развитие.
Арефьев напомнил, что в случае с «Синарой» власти дошли до стадии подписания соглашения о защите инвестиций.
— И что? Где «Синара»? Где трамвай? Можно было бы сейчас объяснить, что скоростной трамвай без связки юга и севера смысл и актуальность теряет, что пассажиропоток не вывезет, что чисто южная сеть будет неполноценным трамваем. Об этом всем можно было бы рассуждать, если бы понимали, что реально что-то будет происходить. Максимум, очередное заявление. «Мовиста» здесь уже была, когда здесь была «Синара». Это не первый разговор с «Мовистой». Мы с кем только не разговаривали. Когда ездишь на серьезные форумы и говоришь с людьми, имеющими отношение к развитию электротранспорта и финансам, когда говоришь про Уфу, все смеются. Для населения у чиновников прокатывает, что мы снова «строим трамвайную сеть», а там специалисты смеются при упоминании связки «трамвай» и «Уфа».
Эксперт напомнил, что уфимский электротранспорт находится в состоянии банкротства.
— Пока это конкурсная масса, мы никому ничего передать не можем и даже обещать ничего не можем. А любая концессия – это передача оставшегося имущества в управление концессионной компании, которая его будет ремонтировать, менять, улучшать. Пока не закончится процедура банкротства, ни о какой концессии ни с кем даже не можем говорить. Можем подписывать ничего не значащие бумаги, трясти ими перед народом, рассказывать, как «мы сейчас возьмемся», но пока не закончится банкротство, ничего делать не имеем право. Что касается банкротства, там планы простые. Ранее практиковалась схема, когда предприятие набирало долги, из которых не могло выйти. Понятно, что муниципальному предприятию должен помогать муниципалитет. А там садились ушлые ребята, которые говорили: «А давайте всех кинем!». «А как?». «А мы его обанкротим». Начинается банкротство предприятия, после чего оно признается социально значимым. То есть его обанкротить можно, а закрыть нельзя, оно должно продолжать деятельность. Выделяют какое-то имущество: болты, старые машины, которые продают. А все остальное выделяют в единую конкурсную массу и продают как социально значимое имущество. То есть покупатель будет обязан продолжать возить пассажиров. Понятно, что таких дураков нет. Поэтому проходят три этапа торгов, после последнего это имущество предлагается кредиторам: продать не смогли, забирайте. Основные кредиторы – налоговая служба и банки. Им это не надо. Они не собираются никого возить. Они отказываются, после чего имущество передается городу, и очищенное от долгов, отдается, допустим, МУП УИТ. Раньше эта схема прокатывала. Насколько сейчас проктит, не знаю. В совете кредиторов немалую роль играет ФНС, а она очень жестко настроена в отношении банкротства МУЭТа, и просто так не даст выскочить из долговой ямы. Поэтому отчеты конкурсного управляющего не приняты советом кредиторов, и с торгами не все так просто, ФНС по любому поводу подает в суды. Пока не окончится процедура банкротства, которая как бы не выглядела простой, а она далеко не простая, разговаривать о концессии смысла нет.
Также Арефьев заметил, что по уже имеющимся в стране транспортным концессиям начинается пересчет экономической целесообразности.
— В Красноярске вышли с инициативой на уровне местной власти пересмотреть условия концессии. Заключили концессию, а в итоге сами ремонтируют пути. В Краснодаре не могут трамваи поставить. В Новосибирске тоже условия пересматривают. История с концессией отгремела и сходит на нет. Все понимают, что реальной концессии нет, а есть хитрая схема освоения бюджетных средств, и она не всех устраивает. Сейчас есть новая концепция, что будет единый федеральный оператор, который займется финансированием, контролем и развитием электротранспорта. Но у нас от планов до реальности идут годами. Но такие планы есть, и мы в них не участвуем, Башкирия разговаривает с «Мовистой» о концессии, которой в ближайшем будущем не будет точно. Скорее всего, подпишут очередную красивую бумагу в рамках юбилейных мероприятий, потому что надо показать, что о трамвае не забыли и о нем думают. При этом уже открыто говорят, что смысла в депо имени Зорина нет, его будут переносить, а площадку застраивать. Поэтому в трамвай не верю. С сегодняшним руководством, с понимаем, как все происходит, я не верю, что трамвай вернут к жизни.
#олегарефьев
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует