Алексей Кузнецов: Весь учебник построен на том, чтобы между строк прочитали таким же образом

фото: пресс-служба правительства ЧР

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов 11 ноября показал главе Чеченской республики Рамзану Кадырову переизданный учебник истории для 10-х классов и рассказал о внесённых изменениях, сообщает ТАСС со ссылкой на министерство. Авторы учебника — бывший министр культуры России Владимир Мединский и ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

Ранее председатель парламента Чечни Магомед Даудов возмутился содержанием главы о репрессированных народах Кавказа. В ней говорилось, что на основании фактов сотрудничества с оккупантами карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар ГКО в 1943-1944 годах принял решение ликвидировать государственные образования этих народов в СССР и подвергнуть их коллективному наказанию — насильственному переселению в восточные регионы, уточняет ТАСС.

Историк, бывший педагог, журналист, ведущий канала «Живой гвоздь» Алексей Кузнецов заметил, что корректировать учебники власти приходится не впервой.

— В советское время был хорошо известный период, когда это происходило регулярно, когда чуть-ли не на каждом уроке учитель входил в класс, как мне рассказывали люди, заставшие это все, будучи учениками, и говорил: откройте учебник на такой-то странице, портрет замазать чернилами или удалить страницу. Когда герои гражданской войны, выдающиеся руководители вдруг оказывались врагами народа и агентами иностранных разведок, — сказал Кузнецов в эфире «Аспектов». — В позднее советское время, когда я учился в школе, с середины 70-х, по середину 80-х, этого ничего уже не было. Учебники были тщательно вылизаны. Их долго писали, проходили длительную апробацию, их под лупой рассматривали несколько научно-исследовательских институтов. Учебник Мединского состряпан стремительно, сделан с определенным посылом, и понятно, что это не учебник истории, а пропагандистская книга. Поэтому ничего удивительного.

По мнению историка, у других регионов России просто нет возможности внести в учебник Мединского свои «хотелки».

— Я так понимаю, что у них просто нет необходимого ресурса. Предъявить-то им есть что. Далеко не только чеченцев и ингушей коснулись депортации. И калмыкам, наверное, есть что вспомнить, и крымским татарам, и немцам Поволжья. Но тут же нужно, чтобы тебя услышали. Возмутился единственный регион, руководству которого просто не могут сказать: «Граждане, вы что лодку раскачиваете? Хотите сказать, что федеральный учебник не то себе позволяет?». Видимо, с тем регионом, который предъявил претензии, так разговаривать нельзя, поэтому пришлось включать задний ход.

Кузнецов заметил, что по закону, учебнику полагается читка в двух экспертизах.

— Это касается любого учебника. Обязательна экспертиза в Российской академии образования. И обязательна экспертиза профильного института. В данном случае, это Институт российской истории Академии наук. Не думаю, что учебник эти экспертизы не прошел. Просто думаю, что текст подавался так: «Граждане-эксперты, вы можете его, конечно, прочитать, написать замечания, но имейте в виду, что все согласовано и принято». Это мои домыслы. Просто при том, что я там читаю. Про академию образования ничего не скажу, там сидят профессиональные «образованцы». А вот, что касается Института российской истории, не сомневаюсь, что у них возникли вопросы, комментарии, замечания. Но, видимо, не были учтены.

В пример он привел нашумевший чеченский кейс.

— В чем, собственно, была проблема? Вроде бы, излагаются факты. Были ли случаи сотрудничества советских граждан чеченской национальности с нацистами? Наверняка. Не думаю, что можно найти национальность на окупированных территориях, отдельные представители которой не замарали бы себя сотрудничеством с нацистами. При том, какое количество советских граждан оказалось в оккупации, не очень хорошо себе представляем. Также, как и какие масштабы во время войны имел коллаборационизм. Когда говорится, что «на основании имевших место фактов» подвергся репрессиям народ, у ученика, не будем забывать, что адресат – 16-летний подросток, не может не возникнуть ощущение, что мол, и правильно наказали: раз сотрудничали, значит массово сотрудничали. Поэтому и выселили. Хотя это формально не сказано. В учебнике нет такой фразы. Весь учебник построен на том, чтобы между строк прочитали таким же образом.

Другой пример из учебника Мединского – дело еврейского антифашистского комитета.

— Всего один абзац. В нем написано, что были репрессированы отдельные члены еврейского антифашистского комитета, которые установили контакты с представителями международных сионистских организаций. Вранье? Нет! Устанавливали контакты? Устанавливали. Соломон Михоэлс для этого ездил в США и встречался много с кем, в том числе с руководством различных еврейских, в том числе сионистских организаций. Что не сказано? Не сказано, чтобы был направлен туда советским правительством, и что это было задание на сбор денег и нематериальной поддержки в советской борьбе с гитлеровской Германией и ее союзниками. Ну а что? Все же нельзя сказать. Учебник не резиновый: у нас нормы по объему и весу, и поэтому, эту фразу мы и выпустили. А эта фраза ключевая. Сначала советская власть отправила Михоэлса собирать деньги, потом политика изменилась, его убили в Минске, выдав за аварию. А его товарищей по ЕАК объявили предателями и репрессировали. И весь учебник такой.

В 90-е годы в национальных регионах появились собственные учебники истории. Таким, например, был курс «История и культура Башкортостана». Однако позже занятия по нему отменили.

— Это было то замечательное время, когда учебный план действительно содержал элементы, отданные на усмотрение регионам и даже отдельным учебным заведениям. Учебный план по каждому предмету состоял из трех элементов. Общий, обязательный, общефедеральный, тот минимум часов и тем, которые необходимы по этому предмету. Дальше шел региональный компонент. И практически все регионы поставили историю родного края, в национальных республиках еще язык преподавался. Был еще компонент, которым учебное заведение само распоряжалось: могло увеличить по существующему предмету количество времени, могло ввести предмет со стороны. Государство в начале нулевых обратило пристальное внимание на учебники истории. Внимание началось с региональных учебников. Потому что на стол известно кому положили учебник истории одного из регионов европейской части страны, и выяснилось, что там оценка ордынского периода, который раньше называли татаро-монгольским игом, отличалась. Ничего удивительного. Потому что эти регионом был Татарстан. Тогда началось: «вот что такое, разве у нас не единая история?…». Конечно, у нас не единая история. История то одна, но ее восприятие разными участниками, разумеется, разное.

Педагоги негласно жалуются, что историей России сложно заинтересовать детей мигрантов из постсоветских стран.

— Дело в том, что эта проблема с ребятами-иностранцами касается не только истории, и эта проблема касается не только иностранцев. Это часть куда большей проблемы, что ребенок, не понимающий, зачем ему это нужно, не мотивированный на изучение чего-то, в лучшем случае будет учиться для вида, в худшем: «а пошли вы все…». Для того, чтобы эти ребята (дети иностранцев – ред.) изменили отношение к России, нужно, чтобы Россия изменила свое отношение к ним. Если они на каждом шагу слышат или чувствуют, что они здесь люди второго сорта, и что «как приехали, так и уедут», и что иностранцам платят два-три раза меньше, чем получал бы коренной житель Уфы, устройся он дворником или грузчиком, так что вы от них хотите? Они платят той же монетой.

#алексейкузнецов

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует