Олег Арефьев: Чтобы 70-80 тысяч рублей получить, они работают с 3-4 выходными в месяц

Фрагмент программы «Аспекты городской среды»

Предприниматель, блогер и эксперт «Аспектов» Олег Арефьев выступил на заседании Южного транспортного форума в Сочи. Вот какие он привез выводы с черноморского побережья по итогам общения с транспортными боссами страны.

— Водителей в отрасли пассажирского транспорта по всей стране просто нет. А те, которые есть, низкой квалификации. Это сказывается на качестве перевозок, соблюдении режима, оплате. В процессе дискуссии я понял, что в Башкирии эту проблему не видят. В Башкирии ее как будто нет. Все, что я слышу: построили бесплатное общежитие на сто человек (для водителей «Башавтотранса» — ред.) и будут набирать на целевое обучение водителей, переучивать кондукторов. Мы никого нормально не переучим, нет стажа и опыта. Буквально недавно женщина на нефтекамском автовокзале, после переобучения из кондуктора, на автобусе перепутала педали. Это ярчайший пример башкирской транспортной политики. Мы затыкаем дыры: давайте женщину посадим за руль. Ничего не имею против женщин-водителей, они прекрасно работают, просто опыта нет, а без него возить людей нельзя. Я читаю сети и вижу, что с каждым днем с транспортом становится все хуже и хуже. Мы можем кричать что, вот замминистра постоял на остановке, или депутат, и автобусы, по их мнению, ходят четко. Я не говорю, что автобусы вообще не ходят. Есть проблемные направления в определенное время. И люди, когда не могут уехать в проблемное время по проблемным направлениям, возмущаются. Чиновники восхваляется: мы автобусы купили, сейчас «Ютонги» для междугородних маршрутов купили! Господа! Кто ими будет управлять? Сажаем за руль, кого ни попадя. Я понимаю «Башавтотранс». От них требуют выход любой ценой, они гонят на линию всех: кривых, косых, нарушителей, алкоголиков, прогульщиков.

Арефьев пообещал вернуться к этой теме в феврале для сравнения ситуации.

— И ситуация будет хуже. У меня вопрос: а сегодня что-то начато для решения проблемы? Если сегодня не начнем решать вопрос с водителями срочно, мотивировать их зарплатой или еще чем-то… Когда выходит чиновник и на голубом глазу заявляет: они 60 тысяч рублей получают! А что, мало? Да, мало! Это зарплата с переработками. Причем с максимальными. Чтобы 70-80 тысяч рублей получить, они работают с 3-4 выходными в месяц. Они работают не потому, что зарплата в 60-70, а  потому что у них пока сохраняется возможность работать с черным налом. Как бы Радий Хабиров не заявлял, что победили всех нелегалов и сделали все легально и красиво, сегодня водители «Башавтотранса», в определенном количестве, все-равно работают на карман. Есть оплата при выходе через переднюю дверь, есть оплата наличными, которые они себе оставляют в качестве премиальных. Мы это можем осуждать или не осуждать, но власти же воевали с частниками за «обеление» выручки. В итоге кончилось тем, что водители «БАТа» также оставляют наличку в карман. Если их лишить возможности класть в карман, завтра водителей на автобусах практически не останется.

Между тем, на услуги такси выросли тарифы.  

— Цены на такси подросли на 30-40 процентов. Водители с автобусов уходят на такси. Или водителями грузовиков в ритейл. В «Красном и белом» официальная зарплата от 130 тысяч. А с переработками можно и больше. Там есть проблема, что надо таскать ящики, у них это входит в должностные обязанности. Но молодые здоровые ребята делают это без проблем. И после этого им говорят: «имейте совесть, мы вам 60 платим». А в это время за забором 150 платят. Сейчас основной водительский состав на автобусах – люди за 50 лет. Большая часть держится за работу только потому, что они раньше выходят на пенсии. Те, кому за 50 лет, держатся только из-за этого. Они могут быть недовольны, ругаются, но дорабатывают до пенсии, если бы не она, вообще бы ушли.

Кадровый дефицит есть и у частных перевозчиков.

— Он у всех есть. Но у частников система оплаты труда иная, официальная и неофициальная, они быстрее получают деньги. Принцип работы частника в том, что все, что свыше оговоренного, он сдает, остальное себе. Из этого формируется его зарплата. У частников никогда не было высокой официальной зарплаты. Потому что с этого надо платить налоги. Хорошо это или плохо – отдельная тема. Но они ничего не просили из бюджета. Во-вторых, у частника нет большого количества требований. Нет беготни по гаражу, административных комиссий, требований ездить в рубашках. У частника этого нет. Поэтому у частника работать проще, выгоднее, интереснее. Хочешь работать легально? Идешь на вахтовый автобус: белая зарплата и рубашка, и никаких проблем.      

Также транспортники на форуме в Сочи затронули экономику перевозок.

— Цена проезда не соответствует реальной стоимости. В Уфе «держат» цену проезда, чтобы не «качать» социальную напряженность. Почему в том числе нет транспорта? Частнику не дают повысить цену проезда. При том, что растет в цене топливо и запчасти. Они просто перестают выходить на линию. Вся суть нерегулируемого маршрута в том, что его тариф никто не может регулировать. Это чистый бизнес. Если перевозчик считает, что у него цена проезда 100 рублей, то имеет на это полное право. А у нас, видимо, Клебанов (министр транспорт РБ – ред.) собрал частников, либо что-то пообещал, или пригрозил и приказал: «держите» тариф, как хотите. Либо до президентских выборов, либо еще до чего-то. Когда пассажиры требуют, чтобы перевозчики ездили на больших чистых автобусах, водители были в белых рубашках, разговаривали на нескольких языках, нужно понимать, что за это кто-то должен платить. На нерегулируемом тарифе – только пассажир, на регулируемом – государство доплачивает. Но государству сейчас нечем доплачивать: в Башкирии оно ушло в форумы, концерты и фестивали. Вместо того, чтобы доплачивать за транспорт. Много пляшут и поют, памятники открывают без памяти, а с транспортом реально беда.      

Еще одна поднятая на форуме тема: электромобили в такси, которые государство навязывает таксопаркам.

— Выступал специалист по такси, он сказал, что, если будут продавливать электромобили в такси, официальное такси будет потеряно. Электромобили таксистам не выгодны и не интересны. Первое – отсутствие зарядных станций, которые надо искать. И самое главное, для любого таксопарка в том, что основная прибыль не в процессе работы такси, а когда, условно, за три года машина себя окупает, если ее даже за полстоимости продают, это его прибыль. Электромобиль продать через 3-4-5 лет нереально. Потому что у него начинают «ложиться» батареи, начинаются проблемы с зарядкой. Не продашь за вменяемые деньги. Если сейчас будем заворачивать гайки в такси, там еще повысится цена. Она уже выросла. И машин нет. Проблема в такси с машинами. В основном сегодня докатывают машины европейского производства, в том числе российской сборки. Китайские машины ведут себя непредсказуемо. Народ на них жалуется. На их качество и наличие запчастей.

Если давить на таксомоторные парки дальше, неизбежно повышение тарифов.

— Пассажиры, которые откажутся от такси, пойдут на автобусные остановки и дополнительно загрузят транспорт. Мы снова увидим замминистра, разводящего руками, который скажет: вот там на крыше место еще есть, можно кого-то посадить. Бомбилы? Они и сегодня есть. Им выгодно работать под «Яндексом». Им также удобно работать в аэропорту. Они сейчас более легальные и цивилизованные, не такие олдскульные. Это сегодня не разбитая «девятка» у бордюра. У них хорошие машины, они на остановках стоят и вечером у всяких заведений. Ставят на крышу «шашечки», сажают пассажира, «шашечки» убирают. В Уфе это прекрасно видел. Система бомбил облагородилась, но как существовала, так и существует.

#олегарефьев

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует