Всеволод Спивак: В результате, в Советском Союзе хлебом из импортной пшеницы кормили свиней. Структура ломается, все становится неправильным
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
Владимир Путин поинтересовался, почему в России подорожала курятина — ее стоимость выросла на более чем 27% с начала года. При этом Путин похвалил министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева и губернатора Московской области Андрея Воробьева за прямое включение из подмосковного курятника во время совещания главы с членами кабинета министров. Патрушев объяснил, что в августе снизилось производство, и отметил, что птицеводы, «чувствуя свою социальную ответственность», начали понижать цены на курятину. Путин в ответ заявил, что правительство в таких ситуациях должно вовремя «включать известные механизмы», чтобы не допускать сильного роста цен на продукты, пишет «РБК».
— Могу предположить, что часть сырья была импортная и при росте доллара и евро, естественно, что часть издержек переложили на потребителя, — сказал в эфире канала «Аспекты» экономист Всеволод Спивак. – А сказать Путину, что у нас значительная часть сырья импортная, особенно перед камерой, было бы не особо патриотично. Не по «импортозамещающе». Они все всё понимают, но озвучить, что мы не можем кур выращивать самостоятельно, нельзя было говорить.
Россия, на фоне санкций, должна ориентироваться на отечественные разработки и переводить экономику в режим полного инновационного цикла, заявил секретарь совета безопасности РФ Николай Патрушев на выездном совещании в Томске 31 октября, передает РИА «Новости». «Так, серьезная зависимость от импортного оборудования и комплектующих сохраняется в станкостроении, тяжелом машиностроении, производстве медицинской техники. Высокой остается зависимость экономики России и от импорта электронной компонентной базы, специализированного программного обеспечения, научно-лабораторного оборудования, лекарственных средств», — сообщил Патрушев.
То, что часть продукции делалась за границей – нормально с точки зрения экономики, считает Спивак.
— Это называется «мировое разделение труда», которое повышает общую производительность, об этом писал еще английский экономист Давид Рикардо несколько столетий назад. Это (полное импортозамещение – ред.) чушь, это хорошо, если они это понимают, но мне кажется, что значительная часть политиков этого не понимают в силу отсутствия образования. В Советском Союзе считалось, что замкнутый технологический контур, и то с оговорками, имея рынок сбыта и производственные мощности, можно создать при охвате в 300 млн человек. Это примерно соответствовало размерам стран СЭВ*. Советский Союз был технологически, где-то пусть и с отставанием, самообеспечен. В настоящий момент мы видим, что даже США и Китай, имея рынки сбыта, измеряемые миллиардами людей, не могут создать замкнутый технологический контур, и зависят от Голландии и Тайваня для обеспечения себя микропроцессорами. В России, с населением в 145 млн человек, у которой осталось очень мало стран, с которыми можно говорить о полноценном технологическом контуре, а кроме Беларуси, по-моему, никого нет, попытка создать технологический суверенитет абсолютно провальная. Просто нет рынка сбыта. Эффекта масштаба нет, и с этим ничего не поделать.
Впрочем, помочь экономике можно.
— Можно создать условия: прозрачные процедуры и регламенты, честные условия конкуренции, бороться с коррупцией, взяточничеством и бюрократизмом. Можно и нужно. Можно осторожно стимулировать развитие прорывных перспективных направлений. Почему осторожно? Зачастую, эффективная работа замещается закидыванием деньгами. Вместо того, чтобы подумать и сделать хорошо, правительство пытается откупиться. Проблема не в том, что разово дали денег, и что-то сработало или не сработало, а в том, что это становится наркотиком. Один раз подкормив неэффективный бизнес, структуры экономики, вынужден постоянно кормить. А чем больше кормишь, тем оно менее эффективно, тем больше денег уходит. Замкнутый круг. Советский Союз в него попал, закупая пшеницу в Канаде. Почему раньше были такие вкусные булочки? Потому что пшеница была канадская. Вы покупаете пшеницу в Канаде, а потом государство субсидирует, и делаете из нее хлеб. В результате хлеб получается дешёвым. А мясо дорогое. В результате в Советском Союзе хлебом из импортной пшеницы кормили свиней. Структура ломается, все становится неправильным, в этом проблема государственного вмешательства в экономику и постоянного давания денег неэффективным предприятиям, — резюмировал Спивак.
* Совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. Члены СЭВ: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.
#всеволодспивак
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует