Рустем Шайахметов: Но как «выкидывали» Виктора Искалина – не лучшее решение
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
Глава регионов Радий Хабиров заявил, что регион переходит к «строительству Башкортостана 3.0». Экономист Рустем Шайахметов заметил, что речь о документе, определяющем цели и показатели, которые республика должна достигнуть.
— Предыдущая стратегия была утверждена еще при Хамитове в 2018 году. Легла под сукно. Там были нереалистичные цели и задачи. Большинство крупных экономистов говорило о том, что то, что заложено, невыполнимо. Например, как за счет государственно-частного партнёрства достичь до трети инвестиций. Это невозможно. Такого нет даже в Англии, где самое развитое ГЧП в мире. Многие вещи были просто декларированы. И от того, что сделаем очередную декларацию, лучше не будет. На эти стратегии уходят сотни миллионов рублей ежегодно — на их совершенствование и дополнения. А они все легли под сукно.
Эксперт привел в пример один из пунктов – демографию.
— Чтобы исполнить стратегию, необходимы вложения. Например, по увеличению численности населения. Чтобы увеличивалась рождаемость, необходимы вложения в год не менее 10 млрд рублей? А мы вкладываем? Нет.
По словам эксперта, целеполагающие документы стратегического развития, ближнесрочной и среднесрочной перспективы – «кривые».
— Многие показатели, которые ставятся, не реализуемы. Дело в том, что есть требование минэкономразвития России, что ниже этих показателей быть не должно. А мы не можем достигнуть этих показателей. Это как говорить спортсмену, что он должен прыгнуть в высоту на 2,5 метра, а он может только на 2,10. И он это знает. И тренер это знает. И тот, кто говорит ему, тоже знает. В результате показатели не достигаются.
Экономист сообщил, что у Уфы один из самых низких показателей среди миллионников по уровню собственных доходов.
— Если у Казани порядка 20 млрд рублей, у нас 16 млрд. Откуда будет развитие? И почему город вынужден брать 690 млн рублей в кредит? Потому что не может покрыть свои расходы. А самое интересное, что в Казани в 1,3 раза меньше расходов, качество жителей лучше. Значит, они умеют тратить деньги. Может, нанять их менеджеров? У них трамвай хорошо работает, и с общественным транспортом нет таких проблем, как у нас. Большие достижения у них не за счет финансовых вливаний. А у нас все пытаются сделать за счет бюджета. Плохо работает общественный транспорт? Вместо того, чтобы стимулировать частных предпринимателей закупать автобусы, закупаем за счет бюджета и еще дотируем. «Башавтотрансу» ежегодно выдают порядка 200 млн рублей. А результат какой? Соцсети вопят о том, как плохо работает транспорт. А с чего начинается работа общественного транспорта? С изучения транспортного спроса. Надо понять, откуда и куда едет человек, зачем едет, и периодичность. Важный аспект, которым не занимаются.
Он заметил, что среди частных перевозчиков нет «белых и пушистых».
— Бизнес есть бизнес со всеми вытекающими последствиями. Но как «выкидывали» Виктора Искалина – не лучшее решение. Вместо того, чтобы его интегрировать, предложить правила игры, его выкинули, и взяли «варяга»-автоперевозчика, но проблему не решили. Качество общественного транспорта не улучшилось. Уфа на трамвай тратит столько, что проще нанять автобусы, это будет в 2-2,5 раза дешевле для бюджета. Зачем нам нужен такой трамвай? Те линии, на которых он работает, заведомо убыточны, и затраты там выше, чем доходность. Они идут по тем маршрутам, по которым нет пассажиропотока, обеспечивающего хотя бы минимальную убыточность.
Он заметил, что Москва и Санкт-Петербург не стремятся залить проблему деньгами, а стремятся решить проблему.
— А у нас осваивают деньги. И успешно.
#рустемшайахметов
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует