Андрей Потылицын: Хабиров смог. Вот об этом и оговорка про «родимое пятно»
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
Власти Башкирии традиционно заявили о достоверности результатов выборов в Курултай, но при этом глава региона сделал любопытное заявление: «Мы убрали тяжелое «родимое пятно» недостоверности выборов. Я знаю, с каким уважением относится ЦИК России, говоря, что в Башкортостане научились вскрывать все нарушения. Огромную работу провели и члены участковых избирательных комиссий», – сказал Радий Хабиров по итогам голосования в Госсобрание.
— Оговорка по Фрейду, — с иронией прокомментировал в эфире «Аспектов» политтехнолог Андрей Потылицын. – Мы помним, как Хабиров занимался выборами при Рахимове, когда трудился руководителем администрации президента Башкирии. Мы помним горящие типографии с поддельными бюллетенями и прочее, прочее, прочее. Тогда Башкирия стала электоральным полигоном для испытания некоторых технологий, многих, которые были распространены по всей России, некоторые признаны неэффективными. Но нельзя сомневаться в том, что Хабиров — один из важных авторитетов по части конструирования выборов в стране, никто не сомневается в том, что он умеет проводить выборы «как надо». Сам он, когда избирался на свою должность, набрал 82 процента. То есть поддержка Хабирова была в Башкирии выше, чем поддержка Путина, это был некий «прокол». Но, тем не менее, показал федеральным властям, как он умеет это делать. В моем представлении никто не может набрать 82 процента, каким бы он распрекрасным ни был. Хабиров смог. Вот об этом и оговорка про «родимое пятно».
По словам Потылицына, сам Радий Хабиров «не генератор идей».
— Его функция – исполнитель. Но обладая запредельным цинизмом, необходимым для реализации подобных проектов, эффективный исполнитель этих идей. Нет, порождал их в то время не Хабиров, а Аббас (политолог, иноагент, эмигрант, замруководителя администрации президента РБ Аббас Галлямов – ред.) не та величина, чтобы генерировать идеи. Конечно, из Кремля они исходили: а давайте так попробуем, а давайте так. Собственно, почему Хабиров впоследствии так приглянулся Суркову (после отъезда из Башкирии – ред.)? Он бы не стал покровительствовать Хабирову, если бы не видел в нем мощный потенциал человека определенных «качеств». Конечно, не сам Хабиров придумывал… Но он качественно исполнял.
В Уфе на этих выборах «отметился» УИК 213, где наблюдательницу от «СР» Ирину Файзуллину под обманом выманили с участка, а потом комиссия заперлась внутри и не впустила ее. В Нефтекамске наблюдателю Константину Зарубину в день голосования вручили повестку в военкомат.
— В Башкирии 3 327 УИКов. Соответственно, 3 327 первичных избирательных комиссий. Если брать по 5 человек в комиссии, это под 50 тысяч человек. Это только низовой уровень. Набрать такое количество квалифицированных – сложно. Это брак. Соотнесите два участка с тремя тысячами участков: брак невысокого процента. Это допустимые потери. Да, случилось… ну, что поделать?
Потылицын заметил, что не может назвать прошедшие выборы объективно честными и прозрачными.
— Я не могу, — резюмировал политтехнолог.
#андрейпотылицын
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует