Олег Арефьев: В Уфе эта система не зашла, потому что стоит денег

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

Мэрия Перми призвала горожан пересесть на один день на общественный транспорт. Блогер-предприниматель Олег Арефьев, находившийся в тот день в Перми, заметил, что пермякам есть, куда пересаживаться.

— Здесь очень неплохо работает общественный транспорт. Вчера проехался по их гаражам, пообщался с руководством, очень серьезный подход. Понятно, что этот подход подкреплен серьезным финансированием. Мэрия тратит очень серьезные деньги. Насколько помню, в бюджет у них заложены больше 4 млрд рублей только на автобусы. И еще 2 млрд дотаций на работу общественного транспорта. Поэтому он реально здесь неплохой. Машин сегодня, да, стало меньше. В городах, наподобие Перми, определенный эффект от таких призывов есть. Понятно, что не ошеломляющий. Понятно, что не весь город сегодня поехал на общественном транспорте, но есть определенное количество людей, которые прислушиваются к таким просьбам. Но, чтобы получить этот эффект, нужно иметь реальный общественный транспорт. Если сейчас руководство Уфы обратится с такой просьбой к уфимцам, в ответ получит много неприятных выражений про состояние общественного транспорта. В Перми нет такого негатива, что «вы офигели» и «ездить не на чем». Народ спокойно отнесся, и думаю, что определенная часть пересела. Не сказать, что это бесполезный призыв, конечно, при наличии транспорта.  

Вместе с тем, департамент транспорта Перми жалуется на растущее количество безбилетников, за год составлено 11 тысяч протоколов о неоплате. По словам Арефьева, наказание «зайцев» — общая проблема пассажирской отрасли страны.

— С этим все сложно. Если в советское время государство предоставляло транспорт и контролировало оплату, а в 90-е годы частники возили, и это была их проблема. По факту все понимают, что безкондукторная система – часто от безысходности. Нет кондукторов, никто не хочет идти работать, их не хватает. Падает доход, потому что народ часто перестает платить. Что касается контроля, есть много нюансов. Даже если отрегулировать его внутренними документами, то у них все равно нет прав. Останавливают человека: «Покажи паспорт». «Не буду». Задерживать не могут, доставить его в полицию не могут. Он поворачивается и уходит, и сделать с этим ничего не могут. Получается, что к каждой группе контролеров нужен один милиционер. Сейчас Пермь вышла с инициативой наделить полномочиями по задержанию контролеров, но думаю, она не получит поддержки, государство репрессивными функциями делится с большой неохотой. Я до этого был в Краснодаре, у них по всем трамваям и троллейбусам ходят контролеры, и они живут прекрасно. Уникальный город, единственный в России, где трамвай и троллейбус работает по нерегулируемому тарифу: работают в плюс и везут прибыль. У нас все рассказывают, что транспорт не может быть прибыльным, там это все работает прекрасно, за счет того, что в Краснодаре у трамвая выделенная полоса, он быстрее, чем машина, трамваи сдвоенные, они постоянно полные и собирают кассу. А мы в Башкирии много лет размахиваем над головой полотенцем: «реформу сделали», «завершили первый, второй этап». А мы этим должны были заниматься: организация оплаты и контроля, и вопросов, влияющих на доходность транспорта. А мы автобусы покупаем и покупаем, а становится хуже. Мы провели опрос, больше 50 процентов ответило, что стало ужасно.

Казань отказывается от кондукторов в электротранспорте, их заменят валидаторы. Больше десяти лет на трамвайной сети в Черниковке уже обкатывали безкондукторную систему фирмы «Штрих-М», но позже уфимский МУЭТ от нее отказался.

— Но никто же не говорит, что у нас не зашло, а в Казани зайдет. В Казани проблема с кондукторами, а обилечивать через переднюю дверь — далеко не самый хороший вариант. Тем более в трамвае в час пик. Они сейчас будут смотреть аналитику и снижение оплат. На основании этого примут решение, и сложно сказать, какое. В Уфе эта система не зашла, потому что стоит денег.

По мнению Арефьева, электронная система проще, дешевле и эффективнее кондукторов.

— Но стерильных условий не бывает, экономя на отказе от штата кондукторов, перевозчик получает большой процент безбилетников. Даже в Москве, говорят цифры одни, а за закрытыми дверями другие: количество безбилетников доходит до 25 и более процентов. По некоторым данным, в некоторых регионах безбилетников в автобусе до 40 процентов. Мы должны понимать, кто собирает выручку? Если перевозчик, ему нафиг валидаторы не нужны, для него это лишние расходы, он выпускает пассажиров через переднюю дверь и получает деньги. Попробуй сейчас Батырова заставь, только под пулеметом поставит. «Башавтотрансу» тоже не нужны. Это будет сверху спущенная история. В Перми деньги собирает администрация города, и здесь стоит вопрос экономики и недосбора: 2 млрд собрали, а тратят 4 млрд рублей. Конечно, им нужно собирать больше. Каждый год, когда им утверждают годовой бюджет, их городская дума теребит: денег дам, а объем выручки не растет.

Александр Клебанов, возглавляющий минтранс Башкирии, ранее работал заместителем министра транспорта Пермского края. Но Башкирии это вряд ли поможет.

— Он работал в краевом минтрансе, а здесь весь транспорт в ведении муниципалитета. В Уфе транспорт муниципальный, но по факту все вопросы решают в министерстве. В Перми свой начальник дептранса, и все вопросы Пермь решает сама. Клебанов здесь отвечал за межрегиональные перевозки, а не городские, а с межрегиональными перевозками есть определенные проблемы.  

#олегарефьев

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует