Аббас Галлямов: Валенса все-таки пошёл и вдруг выиграл, и свалил режим. Венедиктов умный, так что пусть думает
Признанный иностранным агентом политолог, экс-замглавы администрации президента Башкирии Аббас Галлямов прокомментировал информационные вбросы, что спойлером от либеральной общественности на президентских выборах может стать бывший главный редактор ликвидированной радиостанции «Эхо Москвы» и признанный иноагентом Алексей Венедиктов.
— Справедливости ради, говорят, «типа Венедиктова». Там не то, что окончательное решение, что именно Венедиктов. Просто должен быть кто-то либеральный. Очевидно, что такой вариант не может не прорабатываться, потому что либеральная идеология сейчас набирает силу, как единственная альтернатива власти. Мнение, что либералы – маргиналы, устарело. Я видел данные фокус-групп по итогам пригожинского мятежа, там был задан вопрос, какой должна быть власть в России. У людей в глубинке, не в Москве, не в деревне и в малых городах, а в крупных городах, где большая часть населения страны проживает — у них слова «либерализм», «права человека», звучат часто. Чаще, чем отсылки к советскому прошлому и нынешнему статус-кво, вместе взятым. То есть, это не маргинальная история. Путин настолько дискредитировал «патриотизм», «сильную руку», «традиционные ценности». Кто главный враг Путина – либералы. Кого он все эти годы уничтожал? Либералов. Вот они автоматически и набирают. Это самый перспективный лагерь в России. Идейными либералами можно уже назвать до 20 процентов избирателей. Это самая активная часть электората. Та. которая и на улицу выходит, и голосовать пойдет в полном составе, когда поймет, что режим дрогнул. Поэтому вместе с сочувствующими, склоняющимися к поддержке либеральных идей, хотя не являющимися носителями, это больше 35 процентов. Сторонников нынешней власти меньше. Все остальные – колеблющиеся. И либералы большую часть колеблющихся приберут, потому что они альтернатива вот этому всему.
По словам политолога, в АП считают, что если не выставить либерального кандидата, у электората вновь создастся впечатление, что их надули с выборами.
— Выбирать между Путиным, Зюгановым, Слуцким и Мироновым. Это издевательство. А если там условный «Венедиктов», и ты его победил. это другой коленкор и реальные легитимные выборы. Поэтому Кремль не может не прорабатывать такие варианты. Но, думаю, они на это не пойдут. Условный либерал выиграет. Наберет столько голосов, что их кражу не удастся замаскировать даже при помощи дистанционного электронного голосования. Такой либеральный кандидат сыграет роль Тихановской три года назад в Беларуси. Кто-то скажет, что Тихановская – от народа, а Венедиктов не народный, элитарий. Да это не важно. Это важно в нормальных демократических выборах. Но у нас же не такие выборы предстоят. У нас предстоит референдум по простому вопросу: «Хотим ли мы, чтобы ЭТО все продолжалось дальше?». Или хотим, чтобы начались перемены. В этом случае, кто бы ни был воспринят в качестве главного соперника Путина, его конкретные характеристики не будут иметь значения. Те же белорусы, прогуливавшиеся за «народную» Тихановскую, до этого были готовы голосовать за Бабарико (Виктор Бабарико, банкир, выдвигавший свою кандидатуру на пост президента Беларуси, по обвинению в получении взяток приговорён к 14 годам лишения свободы – ред.). Почему его посадили? Все соцопросы показали, что он набирает больше Лукашенко чуть ли не в два раза. Его посадили, выпустили Тихановскую. И те же люди, которые были за Бабарико, тут же переключились на Тихановскую. Хотя между ними вообще ничего общего. А почему? Потому, что не важны их характеристики. В ситуации протестного голосования не важны характеристики того, за кого ты голосуешь против Путина, а в случае с Беларусью – против Лукашенко. Этот условный «Венедиктов» такую же роль сыграет. Самого факта, что он за нормализацию ситуации, уже достаточно, чтобы выиграл.
По мнению политолога, сейчас у Путина рейтинг около 30 процентов.
— И в ходе кампании он точно будет снижаться. Когда начинаются выборы, люди начинают копать глубже, чем в обычной жизни. Они чувствуют, что им предстоит сделать выбор, и они начинают более внимательно ко всему присматриваться. не просто реагируют на новости по ТВ, а вспоминают, что им вообще обещали, и как они должны жить и «хочу ли я, чтобы ЭТО продолжалось дальше». Ответы на эти вопросы Путину не понравятся. Не хотят люди, чтобы ЭТО продолжалось: мобилизация, кровь, падение уровня жизни, репрессии, надоевшие разговоры о консервативных ценностях. Понимание, что нас не вперед ведут, а куда-то назад тащат. Люди хотят, чтобы ЭТО все прекратилось. В стране массовый запрос на нормализацию. А власть обрекает народ на истерику. В этом смысле, чем больше люди будут задумываться над «Хочу ли я, чтобы ЭТО продолжалось?», а по мере приближения ко Дню голосования, будут все чаще задумываться, они будут давать на этот вопрос уверенный отрицательный ответ. И все эти голоса перетекут условному «Венедиктову». Думаю, его не пропустят. Они все это прокрутят и скажут, что черт с легитимностью, в погоне за которой могут обрушить ситуацию.
Галлямов уверен, что так называемые «утечки из Кремля» организует сама администрация президента.
— Да, затем, чтобы мы сидели и сомневались, в, условно, моих словах. Чтобы мы думали, что они не могут так врать, если хотят 90 процентов голосов. Значит, у них есть ресурсы. У них единственная возможность – создать «картинку», в которой Путин выглядит не проигравшим, а сильным. Вот и продолжают долдонить, как будто на дворе 2017 год: 70 процентов, 80 процентов. Вот они это и делают. Специально нам вбрасывают. Эти цифры — вообще разговор между Кириенко и полпредами, и разговор полпредов с губернаторами. Всё. А когда День голосования приблизится, губернаторы начнут ставить задачи главам муниципалитетов, и это уже десятки человек в каждом регионе. Вот там могут пойти утечки. А сейчас в эти тайны посвящены всего несколько человек. И они в состоянии эту цифру удержать в тайне. Но они ее сливают. Постоянно. Раз за разом. Они понимают, что им надо, чтобы мы думали: раз такие задачи ставят, значит могут. Да ни черта они не могут. Украсть могут. Но вспомните Болотную. Вспомните белорусский сценарий.
Галлямов полагает, что сам Алексей Венедиктов отказался от предложения быть спойлером, если такое было.
— Участвовать в легитимизации ДЭГа на уровне Москвы… ну, чуть «замарался», но по сравнению с этим, это пустяк. А это всю жизнь может «испачкать». А с другой стороны, а вдруг пойдешь и реально революцию сделаешь, и спасешь страну и мир от безумца. Напомню, что, когда Лех Валенса согласился на выборы в 1989 году в Польше, радикальное крыло «Солидарности» восстало. Они ему сказали: «Ты легитимизируешь режим». Валенса все-таки пошёл и вдруг выиграл, и свалил режим. Венедиктов умный, так что пусть думает.
#аббасгаллямов
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует