Олег Арефьев: Красноярск же смог. Им почему-то деньги нашлись

Фрагмент программы «Аспекты городской среды»
27 лет назад президент России Борис Ельцин заложил первый камень в строительство уфимского метро. Метрополитен в Уфе так и не появился.


— Построить метро можно. Доказано. Есть технический проект. Построить его дороже, потому, что более сложные условия. Но построить можно, – говорит блогер-предприниматель Олег Арефьев. – Ни у кого нет задачи его построить. Мы в одинаковых исходных условиях находились с Красноярском. Одновременно дошли до миллиона жителей, одновременно должны были получить разрешение на право разработки технической документации. Одновременно нам отказали. И теперь, на сегодняшний день что имеем? Красноярск, поставив перед собой задачу получить метро, добился этого. Ему открыли финансирование, и в этом году начал строительство.


Арефьев предложил больше не апеллировать к псевдо-аргументу «у нас карсты…».
— Если бы у кого то сегодня появилось реальное желание… И не строить Восточный выезд. Да, я не против него. Вопрос в том, за чей счет и куда эти деньги можно было потратить с большей пользой. Скоростной трамвай на эти деньги можно было бы построить. Новый и по всему городу. Начать строить метро. Красноярск же смог. Им почему-то деньги нашлись. А строительство метро в Красноярске ненамного дешевле, чем в Уфе.
В марте 2011 года тогдашний глава Башкирии Рустэм Хамитов сообщил, что проект уфимского метрополитена сдали в архив. В своем блоге Хамитов написал, что самостоятельно республике «не осилить» строительство метро, а рассчитывать на средства федеральной казны не приходится. «Денег на проект было истрачено много, но не сложилось. Дорого. Очень дорого. Надо думать о надземном транспорте», – написал тогда он.
Документы по уфимскому метро лежали на полках инвестиционно-строительного комитета (ИСК Уфы) почти десять лет. В конце 90-х годов прошлого века институт «Нижегородметропроект» разработал для столицы Башкирии документацию строительства метро в две очереди. Первая предполагала строительство к 2010 году четырех станций: «Первомайская», «Ульяновых», «Парковая», «Мусы Гареева». Вторая очередь к 2020 году прокладывала маршрут по остановкам: «Мусы Гареева», «Площадь Ленина», «Спортивная», «Дуслык», «Молодежная», «Революционная», «Театральная», «Правая Белая», а с другого конца города должны были закончиться работы по проходке перегона «Лопатино» — «Александра Невского» — «Первомайская». Строительство предполагалось вести открытым способом, поэтому проспект Октября должны были закрыть примерно на десять лет. Часть денег, выделенных федеральными властями на проект метрополитена, были потрачены на строительство проспекта Салавата Юлаева. Но финансирования на строительство пускового участка не хватило, и проект сдали на хранение в ИСК.
– Сперва нам одобрили метро, потом выяснилось, что слишком много городов одновременно добежало до миллиона. И вместо метро всем предложили скоростной подземный трамвай. Представители госплана и совета министров БАССР долго ездили в Москву, планомерно доказывали, что скоростной трамвай для Уфы не выход, что это деньги на ветер, и смысла в нем нет, что это дорого и нецелесообразно. Они смогли доказать, и нам снова разрешили строительство метро. Но потом просто кончались деньги, и после этого никто обосновывать и доказывать ничего не хочет. Если город не вымрет и весь народ не уедет в Москву, Питер и Казань, мы рано или поздно столкнемся с этой (необходимость метрополитена – ред.) проблемой. На сегодня Уфа еще не поняла. Уфа еще не знает, что такое хорошие пробки. Уфа не знает, что такое в 8 часов выехать и ехать до Черниковки 2-3 часа. Пока это не является постоянной ситуацией. Но рано или поздно станет. Почему? Потому, что количество машин растет, застройка идет.
По словам Арефьева, вопрос с метро в Уфе не закрыт.
— При желании решить его можно. Нет желания – нет цели и задачи: строим восточные выезды.
#олегарефьев
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует