Николай Евдокимов: политические трансформации, как правило, ведут к амнистии политических заключенных
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
Владимир Путин, комментируя аресты режиссера Евгении Беркович и социолога, признанного иноагентом, Бориса Кагарлицкого, сказал, что в Украине «за это расстреливают». Президента спросили, не настал ли в России «37-й год», когда людей наказывают за слова. Он сказал, что впервые слышит названные фамилии и допустил, что они могли быть арестованы незаслуженно, но убеждён, что «должно быть определённое отношение к тем, кто наносит ущерб внутри страны».
— Арест Кагарлицкого – это катастрофа, — считает политолог Николай Евдокимов. – Он занимался не реальной политической деятельностью, а политическим анализом. Занимался исследованиями, это социальный философ и социолог. Причем, выдающийся. Значимая величина в российской социологии и политической философии. Не говоря уже о том, что это ведущий идеолог левых. Он был достаточно осторожен в высказываниях. Хотя его позиция относительно СВО и других событий в современной истории России была очевидной, он этого не стеснялся говорить, и его точка зрения не совпадала с точкой зрения российских властей. Но у нас много таких комментаторов. Следует ли исходя из этого предполагать, что каждый из них под риском ареста? Тем более, что та статья, которую Кагарлицкому пытаются инкриминировать, выглядит сомнительно, если не сказать, нелепо.
Высказывание Путина стало очередной апелляцией к Украине.
— Украина для президента – это некий маркер, с помощью которого он сравнивает ситуацию в двух разных странах. Это не впервые происходит. Для чего – не знаю. Может, связано с личными моментами, с переживаниями того, как развивается ход СВО. Далеко идущих выводов делать бы не стал. Да, это касается не только Украины. Мы можем вспомнить его знаменитое «Вы что, хотите как в Париже?», когда он говорил об очередной профсоюзной забастовке во Франции. Это просто фигура речи. Хотя тот факт, что система становится более жесткой, и арест (иноагента) Бориса Кагарлицкого и Игоря Гиркина явно свидетельствуют об ужесточении репрессивного аппарата по отношению к инакомыслящим.
Оставленный в силе 25-летний приговор политику-иноагенту Владимиру Кара-Мурзе политолог назвал «сигналами» представителям оппозиции, не уехавшим из России.
— Те, кто остался, должны получить четкий сигнал, что подобная модель поведения неприемлема. Отсюда и такие большие сроки. В любом случае, думаю, 25 лет Кара-Мурза не будет в заключении находится в силу политических трансформаций, которые неизбежны в России. А политические трансформации, как правило, ведут к амнистии политических заключенных.
По мнению политолога, российская политическая элита не очень хорошо знает уроки истории — преследования диссидентов не спасли СССР, он погиб от иных причин.
— Элита не реагирует на исторический опыт, который уже имеется, несмотря на то, что часто апеллирует к историческому прошлому и делает историческое прошлое объектом движения страны. Либо, может, какой-то частью элиты урок усваивается, но она течет по течению. Ей не хватает воли, чтобы прямо сказать, что подобного рода действия не укрепляют систему, а ровно наоборот. Но если не хватает политической воли высказаться, значит это не политическая элита.
#николайевдокимов
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует