Юрист Айдар Муллануров о ситуации в Подольске: Принудительно изъять у людей землю они не могут

Управляющий партнер «Судебного агентства Барристер» Айдар Муллануров прокомментировал изданию «Пруфы» юридические особенности ситуации в селе Подольск Хайбуллинского района. Там компания «Башкирская медь» предлагает жителям выкупить у них дома, чтобы вести разработку Подольского медно-цинкового месторождения. Как утверждают жители, ранее село предлагалось переселить на новое место целиком, теперь его жителям предлагают продать свои дома по бросовой цене без учета стоимости земли.
«В российском законодательстве есть нормы, регулирующие возможности принудительного изъятия, которое производится через выкуп, — объяснил Айдар Муллануров. — В некоторых случаях, когда есть муниципальная или государственная нужда, которая может быть на уровне республики, на уровне федерации, либо на уровне муниципалитета – у нежелающего переселяться собственника могут изъять имущество и заплатить ему сумму, эквивалентную рыночной стоимости. Так обычно происходит, когда строят автомобильные дороги или больницы, стадионы, развязки, ЖД вокзалы – и т. д. Но данный случай к такой ситуации не относится. Здесь есть потребность конкретной частной компании в разработке – для того, чтобы обеспечить себя сырьем. То есть – это частный интерес. Поэтому принудительно изъять у людей землю они не могут. Лицензия на недропользование не дает прав на изъятие собственности. Это первое базисное правило – принудительно ничего изъять невозможно».
По словам юриста, в такой ситуации недропользователю остается только договариваться с жителями, при этом цена за дома является справедливой, если по ней жители добровольно продали свои участки, и они могут называть любую цену, сколько угодно. Стороны либо соглашаются, либо отказываются.
«Единственное, что может вызвать вопрос – то, что якобы определено место для нового населенного пункта, — рассуждает он. — Новый населенный пункт образуется в соответствии с постановлением Правительства РБ: определяется земля, проводится межевание, проходят публичные слушания, и с учетом мнения жителей он формируется. Но насильно жить там никого не заставят – даже если предположить, что жители сами выбрали другое место для деревни».
«Если опытные переговорщики говорят, что выкупают дом, а земля им не важна – это подмена понятий, — добавил он. — Они просто знают, что говорить».