Всеволод Спивак: Бойкот будет абсолютно неэффективным, потому что цены повышаются не только на заправках «Башнефти»

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

Активист, координатор движения «СтопБашРТС» Альберт Рахматуллин предложил провести топливный бойкот из-за роста цен на бензин. Рахматуллин предложил всем писать жалобы и обращения в минэнерго и антимонопольную службу России, а также провести с 1 по 31 августа бойкот в Башкирии и не заправляться на АЗС «Башнефть».

— Бойкот будет абсолютно неэффективным, потому что цены повышаются не только на заправках «Башнефти», — прокомментировал в эфире канала «Аспекты» экономист Всеволод Спивак. – Повышение цен в розницу обусловлено резким повышением цен на оптовом рынке – на санкт-петербургской топливной бирже. Если посмотреть цены на оптовом рынке, то кажется, что заправки торгуют без рентабельности, а может даже в убыток. От того, что будут бойкотировать «Башнефть» или «Лукойл» — ничего не изменится. Если бы одна компания предпринимала попытки повысить уровень цен, то тогда бойкот был бы эффективен, но в данном случае нет, потому что рост обусловлен более значимыми причинами, чем просто желанием компании поднять цены.

Экономист предполагает, что рост цен вызван потребностью государства затыкать дыры в бюджете.

— В связи с этим принимаются поправки, направленные на извлечение дополнительной прибыли с нефтяных компаний. В частности, снижены параметры по ценовому демпферу, который действовал для регулирования внутренних цен на нефтепродукты в рознице, уменьшен расчетный дисконт по отношению марки Urals к Brent при расчете налогов. Соответственно, если берете больше с нефтяных компаний, то надо дать им возможность где-то заработать. Зарабатывать кроме, как на внутреннем рынке им негде.  

Спивак напомнил, что бюджет нуждается во вливаниях, чтобы перекрыть дефицит.

— По итогам мая дефицит федерального бюджета достиг 3,8 трлн рублей, при плановом дефиците по итогам всего 2023 года в 2,8 трлн рублей. То есть за пять месяцев уже значительно «перевыполнили» плановый показатель по годовому дефициту. Соответственно дефицит надо как-то компенсировать. Эти деньги берут у нефтяников. А они в свою очередь перекладывают расходы на потребителя. А потребитель, когда заправляется видит большие цены и решает, что «Башнефть» плохая.

Если предположить, что дефицит будет разгоняться с нынешними темпами, по итогам года в бюджете будет дыра в 9 трлн рублей.

— 9 трлн рублей – это 6 процентов ВВП России! Это бешеный дефицит. Надеюсь, что такой цифры не будет! Несмотря на всеобщую атмосферу оптимизма, есть признаки того, что экономический блок думает, откуда взять деньги. В том числе идут разговоры о приватизации, чтобы пополнить в моменте доходы бюджета.

Дальнейший рост цен на бензин неизбежен. Соответственно, подорожают товары и услуги.

— Думаю, что увидим значимый рост показателя инфляции ближе в августе-ноябре. Сейчас нам рассказывают о низкой инфляции. Но это на фоне резкого скачка инфляции в это же время в прошлом году.       

В правительстве Башкирии на жалобы граждан на странице Радия Хабирова в «ВКонтакте» заметили, что борются с ростом цен на топливо развитием придорожного бизнеса.  

— Если посмотрим на американскую модель розничного заправочного бизнеса, то у них наценки на оптовую цену составляют 5-7 процентов, а может и вообще без наценки торгуют. А на чем они зарабатывают? Они зарабатывают на том, что продают кофе, еду, товары. У них бизнес не на том, чтобы дорого продать бензин, а у них бензин для того, чтобы привлечь клиентский поток, которому можно что-то продать.

По словам Спивака, писать главе республики в соцсетях с жалобами на цены бесполезно.

— Это не его уровень принятия решений. Он даже если захочет, ничего глобально сделать не сможет.     

В России запрет на продажу спиртных напитков на автозаправках был введён ещё в 2011 году. Периодически лоббисты АЗС-сетей пытаются продавить снятие запрета, хотя бы на продажу слабоалкогольных напитков.

— Цена бензина от этого вдвое не подешевеет. Она может снизиться на 3-4 процента. Не думаю, что за счет торговли спиртным на АЗС можно снизить хотя бы на 10 процентов. Даже предприняв огромные усилия и развивая придорожные сервисы, снижение цен на бензин будет незначительным, — резюмировал Спивак.    

#всеволодспивак

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует