Арсен Шаяхметов: власть наносит удар сама по себе, потому что эти средства зарабатывались им на господрядах, и Пригожин это не скрывал

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

На второй день мятежа Евгения Пригожина чиновники и депутаты всех уровней в соцсетях массово стали публиковать посты поддержки Владимира Путина, демонстрируя лояльность.

— В эпоху мятежа в первую очередь столкновения происходят на информационном фронте, поэтому в таких случаях важно, насколько ты влияешь на свою аудиторию с информационной точки зрения, — сказал в эфире канала «Аспекты» политолог Арсен Шаяхметов. – Когда был путч в 90-е годы, одним из первых указов был указ о закрытии свободных СМИ, включая «Эхо Москвы». Когда стало понятно, что угроза реальная, Кремль позаботился о том, чтобы информационное освещение мятежа контролировалось, и чтобы максимальное количество персон, имеющих влияние на общественное мнение, высказались в поддержку президента. Чтобы продемонстрировать лояльность, консолидированность общества, чтобы не было «размышлений» о том, выступает глава того или иного региона в поддержку, или не выступает. Если бы подобные заявления не были сделаны, то со стороны общества начались бы сомнения, на чьей стороне выступает конкретный губернатор. 

Кремлю было важно продемонстрировать тотальную лояльность.

— Очевидно было дано распоряжение по регионам, по общественным организациям и прочим околовластным структурам, чтобы публично поддержать президента. 

После мятежа, Владимир Путин отправился в Дагестан продемонстрировать любовь населения.

— Очевидно, что после того как против тебя был предпринят мятеж со стороны лояльной структуры и человека, входившего в ближний круг, исполнявшего самые деликатные поручения, понимаем, что происходит разделение в элитах и в общественном мнении. В такие моменты главе государства важно протестировать, что страна консолидирована, и у него широкая общественная поддержка. Это сигнал и элитам, и обществу, что президент остается сильной фигурой и обладает той же народной любовью, и никакие мятежи не могут столкнуть с этого пути. Поэтому президент не побоялся съездить в Дагестан.  

Шаяхметов заметил, что в публичной сфере Россия становится на один уровень с латиноамериканскими и африканскими диктатурами.

— Хотя еще несколько лет назад мы над ними смеялись, что у них вооружённые мятежи и перевороты. ГКЧП и 1993 год тоже вошли в историю Россию шрамом, но тем не менее, это воспринималось как рождение нового государства, как естественная борьба концепций и воззрений. 

Последствия пригожинского мятежа самые непредсказуемые.

— Начнется закручивание гаек и поиск внутренних врагов. Если раньше российское общество пугали внешней угрозой, то оказалось, что существуют внутренние угрозы, куда более реальные «здесь и сейчас». 

Евгения Пригожина «наказали» тем, что вернули ему 10 млрд рублей и оружие.

— Беспрецедентное явление. У нас с мятежниками принято разбираться иначе. И президент говорил, что с террористами переговоров не видем. И здесь он не пожелал вступать в переговоры. В этой части «амнистия» (Пригожина – ред.) – новое явление для России, потому что видели, как жестко разбирались с политическими оппонентами и с людьми, ходившими на протестные акции. Думаю, Пригожина ждет не самая лучшая участь, навряд ли Кремль простит его. 

Пригожину вернули все изъятое при обыске имущество. В то время как оппозиционерам и критикам режима отобранное имущество следователи не возвращают, или тянут с этим годами.

— Шокирующим в этой истории было даже не возврат денег и оружия, а обилие паспортов. Фальшивые они или нет, но вполне возможно они выдавались органами власти. Не помню в истории России, чтобы так публично демонстрировались вторые, третьи, четвертые паспорта, которые были бы официально выданы человеку. В этой ситуации власти начинают обнажать суть человека, пытавшегося ее свергнуть, всплывает много интересных моментов, вызывающих пристальный интерес. 

Показом по телевизору кадров обыска роскошного дома Пригожина власть пытается его «очернить» в глазах глубинного населения.  

— Он себя позиционировал как выходец из народа, который бьется за людей, и в своем тридцатиминутном интервью накануне мятежа выступал как политический деятель, апеллируя понятиями справедливости и равного распределения. Он пытался выступать как политик антикоррупционного толка. На этом фоне показать роскошества, в которых он жил, со стороны властей — это способ показать, что он банальный олигарх. Это направлено на снижение его общественной поддержки и популярности, хотя она после мятежа сильно снизилась. Но власть наносит удар сама по себе, потому что эти средства зарабатывались им на господрядах, и Пригожин это не скрывал, будучи частью государственной машины. Удар, на мой взгляд, обоюдный, но больше по фигуре Пригожина. 

Прокуратура требует увеличить тюремный срок политику Лилии Чанышевой с 7,5 до 10 лет.

— Это попытка «нормализации» со стороны властей, в том плане, что пытаются переключить общественное внимание на врагов режима, с которыми они боролись прежде, отвлечься от темы пригожинского мятежа, сконцентрироваться на борьбе с оппозицией. Система стремится прийти в свое нормальное состояние, которое было до мятежа. Вернулись к политическим оппонентам и устраивают публичные расправы над ними, отвлекая общественное внимание, посылая сигналы, что никакие протесты, в том числе уличная активность, уж не говоря про военный мятеж, в нашей стране невозможны, — резюмировал Шаяхметов.

#арсеншаяхметов

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует