Олег Арефьев: У нас сегодня нет даже зачатков нормативной базы распределения ответственности в результате ДТП с участием беспилотного транспорта
Фрагмент программы «Аспекты городской среды»
Три беспилотника на базе магистрального седельного тягача линейки пятого поколения КАМАЗ-54901 с коммерческими грузами стартовали на 679 километре трассы М-11. Они начали движение по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург. Автомобили оснащены автоматизированной системой вождения.
Никакого будущего не наступило, а вся коммерческая беспилотная автотехника – в далекой перспективе, уверен блогер-предприниматель Олег Арефьев.
— Любого иного интеллекта, кроме человеческого, на сегодняшний день не существует. Для того, чтобы был интеллектуальный беспилотный транспорт, нужно прописать детальный алгоритм, сделать это нереально, что в ближайшем будущем мы его не увидим, — сказал он в эфире канала «Аспекты». – Чем отличается интеллект человека от искусственного или автоматизированной транспортной системы? Если показать ребенку несколько машин, дальше, имея возможность построения ассоциаций, он поймет, что такое машина и дальше машину любой другой формы и цвета он будет определять как машину. Искусственный интеллект этого делать не может. Чтобы он определял объект как машину, его надо познакомить со всеми типами, цветами и размерами машин, с антеннами и без, ему это все надо детально прописывать. Ребенок, взяв в руки три-четыре разные машинки в руки, дальше способен определять остальные как машины по определенными признакам, он сам для себя определил, что «колеса — двигается», размер, какие-то определенные вещи. Искусственный интеллект этого сделать не может. Без этого машина не может двигаться. Понадобилось три года, чтобы семьсот километров трассы М11 оцифровать до такой степени, чтобы там могли ходить беспилотные машины. Это всего лишь семьсот километров одного направления.
Арефьев задался вопросом, сколько нужно время на оцифровку всех российских трасс.
— Тем более, сделать там возможность автономного движения, потому что искусственный интеллект не способен реагировать не непредсказуемый идиотизм многих водителей.
Беспилотники на М11 работают в рамках особого правового режима.
— У нас сегодня даже нет зачатков нормативной базы распределения ответственности в результате ДТП с участием беспилотного транспорта. Казалось бы, чего проще? Давайте свалим ответственность на тех, кто поставил эту интеллектуальную систему? Не получается. Никто конечную ответственность не готов на себя взять. А водитель на сегодняшний день ответственен за все.
В Европе коммерческий беспилотный транспорт также ходит по ограниченным маршрутам.
— Есть пять уровней беспилотности. Пятого уровня сегодня в мире не существует, это когда транспорт ходит без водителя вообще. Может километр туда-сюда ездить по выделенному коридору в жестких созданных условиях. Есть примеры четвертого уровня, когда автомобиль двигается практически в беспилотном режиме, но за рулем или рядом обязан находиться оператор. Это именно к вопросу ответственности, потому что ответственность переносится на оператора. В Европе все примеры существуют в рамках особых правовых режимов. Но мы не можем сейчас всю страну перевести на особый правовой режим. У нас сейчас есть шанс увидеть автомобили класса «Евро-3», а не беспилотный транспорт. Не верю в беспилотный транспорт как в массовое явление. Где-то отдельные участки, как на М11, вполне возможны. Хотя на старте и финише кто-то должен садиться за руль, парковаться, ставить на стоянку. Не понимаю, что будет происходить с машиной, если в дороге спустит колесо. Я знаю изнутри систему, и за рулем сидел, знаю сколько вопросов возникает в процессе движения. Это все сказки, которые должны показывать, что мы догоняем всех. Только что перестали рассказывать про водородную технику. Хотя бы этот идиотизм кончился. Хотя два года назад на серьезных щах, что через год в Москве будут работать водородные автобусы. В России было всего две водородные заправки – в Чернушке (Пермский край — ред.) и в Нижнекамске. Не поехали автобусы, и все замолчали.
Арефьев сообщил, что по его данным, на тестируемых грузовиках, по кругу установлены камеры, фиксирующие нарушение водителями скоростного режима.
#олегарефьев
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует