Аббас Галлямов*: Им чем хуже, тем лучше. Чем более сильный протест, тем больше Путин вынужден их задействовать
Суд приговорил политика Лилию Чанышеву (внесена в реестр экстремистов и террористов – ред.) к 7,5 годам колонии по обвинению в «создании экстремистского сообщества». Живущий ныне в Израиле политолог, экс-замруководителя администрации президента Башкирии (признан иноагентом) Аббас Галлямов, уверен, что приговор Чанышевой — федеральная история.
— Чанышева попала под раздачу в момент, когда на федеральном уровне приняли решение закатать ФБК** в асфальт. Он стал слишком серьёзной угрозой перед думскими выборами. Пошла команда по регионам срочно, там, где есть фактура на местных ФБКшников, тащить, что есть. Местные чекисты оказались проворными. Нарыли что-то что, показалось руководству более убедительным, чем то, что принесли из соседних регионов, и она стала одной из тех, по кому решили начать уголовное преследование. Эта история не локальная, а абсолютно централизована.
Срок приговора отличается от запрошенного прокурором. Обвинитель требовал 12 лет.
— Такие вещи свидетельствуют, что внутри властной вертикали есть разногласия, и нет единой точки зрения. Где-то шел диалог. Не знаю, как здесь было, но в среднем силовики хотят больше дать, а администрация президента, понимая, что такие жесткие наказания ведут к утрате популярности и уничтожают социальную базу режима, а администрация президента за это отвечает, а чекистам до этого дела нет. Им чем хуже, тем лучше. Чем более сильный протест, тем больше Путин вынужден их задействовать. Их не пугает падение популярности режима. Рейтинги, выборы – для них это пустой звук. Такими категориями не мыслят. Как могут, так и проявляют жесткость. АПшники стараются не сажать или давать по минимуму, чтобы Путин не превратился в глазах большинства в тирана и деспота. В их понимании, без репрессий совсем нельзя, но они не должны быть главной характеристикой режима. Мол, при упоминании Путина должны всплывать помимо репрессий другие образы. Если превратится в диктатора (в глазах своего электората – ред.), его рейтинг, по моим оценкам, упадет с 33 до 7-8 процентов в течение года. Повторюсь, репрессии среди лояльной публики не популярны. Это миф, что россияне любят репрессии. Вот между собой торгуются, ну и рождаются компромиссы.
По словам политолога, также есть внутриведомственные разногласия и лагеря силовиков.
— У прокуратуры, которой в суде надо краснеть за работу следователей, есть разногласия со следователями МВД, СК и ФСБ. Прокуроры считают, что те свою работу плохо делают, а те уже разучились, привыкли что любое решение в суде устоит. Они, в свою очередь, считают, что прокуроры им жить мешают. Там межведомственная конкуренция. В результате внутренних разборок и переговоров рождается что-то среднее.
* Галлямов признан иноагентом
**ФБК признан экстремистской организацией и ликвидирован по решению суда
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует