Арсен Шаяхметов: попытку спасти ценность диплома внедрением принудительного распределения нахожу негативной
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
Комментируя инициативу Госсовета Татарстана о возврате механизма распределения выпускников вузов, политолог Арсен Шаяхметов заметил, что тема образования становится болезненной в последние годы.
— Только за последнее десятилетия я насчитал три крупные трансформации, которые пытаются внедрить в сферу высшего образования. Теперь взят курс на отказ от болонской системы, но понятно, что резких изменений наступить не может, и пытаются придумать гибридный вариант, —- сказал он в эфире канала «Аспекты». – Такие инициативы, как возвращение распределения на волне попыток региональных депутатов проявить себя, уже привычны. Такие формы предложений можно рассматривать как ностальгию по советской власти, но они имеют экономический подтекст. Видим, что некоторые сферы, несмотря на выделяемые бюджетные места, при последующем трудоустройстве оказываются невостребованными. С другой стороны, ряд сфер, как раньше шутили про юристов и экономистов, являются переполненными. Нынешняя система образования – устаревшая, и не всегда может покрыть потребности реальной экономики, которая генерирует все новые и новые профессии, а ряд профессий утрачивает былую популярность. Попытаться отрегулировать ситуацию административно-командными мерами – крайней неэффективно. Понятно, что рыночная экономика функционирует в условиях свободы, в том числе свободы передвижения, и свободы трудоустройства, в этой связи заставлять человека насильно работать там, где бы ему не хотелось работать – разрушать логистику, семейные и дружеские связи, неэффективно.
Шаяхметов не согласен, что законопроект – попытка поддержать моногорода и депрессивные территории.
— Понятно, что люди будут туда приезжать на год-два-три: отработать и тут же уехать. Они не будут заинтересованы в том, чтобы развивать хозяйства, заводить семьи, инвестировать в эти территории. У них будут краткосрочные планы. Исполнив обязательства, они покинут территории, и те существенного импульса для своего развития не получат.
Он заметил, что уже есть много государственных мотивирующих инструментов.
— Это непосредственные инвестиции в территории и производства, чтобы они сами по себе стали привлекательными. Но очевидно, что в нынешней экономической ситуации этот вариант малопривлекателен. Есть система, когда государство или коммерческие предприятия оплачивают обучение, заключая контракт, чтобы потом человек отработал. Это реальная работающая не первый год схема. Но, видимо, татарские парламентарии решили пойти по старым лекалам и ограничивать гражданские права выпускников, чтобы принудительно их распределять. Логику в этом я улавливаю только в том, что если государство выделяет бюджетное место, то оно рассчитывает, что вложившись в обучение человека, он должен отработать деньги.
Политолог заметил, что за постсоветские десятилетия государство щедро раздавало бюджетные места, не заботясь, будет ли востребована профессия или нет.
— Государство также не проявляло интереса, будет ли человек в дальнейшем работать по специальности. Дипломы обесценивались, как и само высшее образование, и попытку спасти ценность диплома внедрением принудительного распределения нахожу негативной. У человека сохраняется свобода передвижения и свобода выбора профессии и трудоустройства. Не всегда люди планируют работать в той сфере, в которой обучаются.
Шаяхметов не считает, что законопроект подготовлен, чтобы заткнуть бреши на заводах ВПК.
— Кадровый дефицит вызван тем, что увеличился госзаказ. ВПК не нуждается в особых стимулах, чтобы насильно принуждать людей там работать, зарплаты там платят неплохие, и бронь в нынешнее время уже стимул, — резюмировал политолог.
#арсеншаяхметов
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует