Андрей Потылицын: по такой схеме в России приватизировалось много крупных «вкусных» предприятий, приносящих живую прибыль
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
Правительство Башкирии включило в прогнозный план приватизации госимущества республики на 2021-2023 годы ГУП «Башавтотранс». Стоимость основных средств предприятия оценивается в 3,7 млрд рублей. Самый большой убыток зафиксирован в 2022 году — он превысил 942,4 млн рублей.
Наблюдатели обратили внимание на то, что ГУП собираются продать после того, как его «накачали» новой техникой на несколько миллиардов рублей.
— Это классический способ! Давайте вспомним стерлитамакские, салаватские, ишимбайские электросети, — говорит политтехнолог Андрей Потылицын. – Прежде чем туда пришла концессия, прежде чем компании отдали в управление частным фирмам, их существенно накачали бюджетными деньгами. С «Башавтотрансом» мы наблюдаем примерно то же самое. Государство в лице Радия Хабирова бесконечно перерезает ленточки, выдает ключи, на бюджетные деньги скупая всю доступную технику. Закупили. Обновили. И продаем в частные руки. Схемка проста.
Потылицын напомнил, что перед новостью о приватизации перевозчика, в СМИ раскрутили тему миллиардных убытков ГУПа.
— Это очень нехорошая «ласточка». Когда будут продавать, то упор будет делаться на наличие долгов, и, соответственно, государство получит за «Башавтотранс» деньги за вычетом долгов. В кассу получим сильно меньше. А потом, новый собственник реструктуризирует эти долги. Если они инспирированы, если не настоящие, их можно зачеркнуть, и тут мы получаем внезапное необоснованное обогащение. Это пока предположение. Но по такой схеме в России приватизировалось много крупных, «вкусных» предприятий, приносящих живую прибыль, а автотранспорт – это то, что приносит живые оборотные деньги.
Потылицын заметил, что власти «замахнулись на святое» — в Башкирии осталось не так много привлекательных госкомпаний.
— На мой взгляд их всего три – «Башавтотранс», «Башспирт» и уфимский аэропорт. Это три актива, которые можно приватизировать с колоссальными «плюшками». Или убытками. Кому, что… Как известно, в Башкирии есть национальная традиция: каждый новый глава региона может один раз продать комбинат «Сода». Теперь добавляются крупные активы. С «Башспиртом» пока, судя по всему, не получается. Нугумановская группа товарищей переборщила со своими активностями, и теперь к «Башспирту» приковано слишком большое внимание, идет расследование уголовных дел. А вот «Башавтотранс» — это да! Судя по всему, Хабиров понимает возрастающую вероятность ухода с поста, соответственно, ему надо торопиться. Что-то большое надо совершить. По мелочи у них и так все получалось, но там и расходы были большие. Ну надо как-то баланс смещать в сторону большого плюса. И вот приватизация «Башавтотранса» похожа на такое.
#андрейпотылицын
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует