Арсен Нуриджанов: В советской время на реке все время стояли драги, которые добывали песок со дна и углубляли дно, велась постоянная работа

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

В Уфу прибыл четырехпалубный теплоход «Мустай Карим», вслед ему у Монумента Дружбы причалил лайнер «Александр Пушкин». Они простоят в Уфе до вечера 3 мая.

— Видимо, за последние десятилетия произошли события, когда заход речного круизного судна становится для города сенсационным событием, — говорит доктор социологических наук Арсен Нуриджанов. — Есть две причины. Первая – катастрофическое обмеление Белой. В советское время на реке все время стояли драги, которые добывали песок со дна и углубляли дно, велась постоянная работа. В черте Уфы всегда можно было увидеть две-три драги. Сегодня их нет, а река сильно обмелела и требует какого-то внимания, какой-то программы. Мы скоро потеряем возможность не только по большой воде принимать туристические корабли, но и вообще напротив Уфы ничего не останется, будет тонкий ручеек. Это более глобальная проблема, на которую нужно было послать деньги, нежели каменная и мертвая набережная.  

Добыча ПГС по фарватеру с одновременным дноуглублением является прибыльным делом, считает Нуриджанов.

— Это гораздо лучше, чем рыть новые карьеры вдоль Белой. Если мы проезжаем по трассе от Нагаево до аэропортовской развязки – увидим справа и слева огромное количество карьеров. В них стоит вода, которая не уходит в Белую. Все эти карьеры в половодье задерживают воду. Я не гидрогеолог, но полагаю, что это тоже влияет на уровень воды в реке. Гораздо выгоднее было бы забирать песок с фарватера и продавать его, это востребованный строительный материал. Должно работать министерство природопользования, но ведомство лихорадит, там периодически меняются руководители. Приходят с обещаниями разобраться, но воз и ныне там.   

Обмеление главной судоходной артерии уничтожило бельский речной флот. В 2020 году глава Башкирии Радий Хабиров заявлял, что речное пароходство в республике будут возрождать. Хабиров говорил, что власти видят огромный потенциал развития и поручил чиновникам работать в этом направлении. А минтранс обещал вывести из кризиса на стабильную работу «Башкирское речное пароходство» к 2030 году.

— Это старая заноза, которая не решается. Все это требует управленческих решений, которых не видим. Еще недавно у нас были всевозможные прогулочные катера. Если мы говорим, что Башкирия представляет из себя высокопотенциальный туристический кластер, и хотим развивать туризм, то понятно, что водный туризм привлекателен для многих граждан. Если бы было налажено движение на все лето, а не только при большой воде, мы все бы от этого выиграли.  

#арсеннуриджанов

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует