Аббас Галлямов*: Они же такие чеховские сюртуки, а он — фривольный рок-н-рольщик

Живущий ныне в Израиле политолог, экс-замруководителя администрации президента Башкирии Аббас Галлямов заявил, что перепалка между Алексеем Навальным** и Михаилом Ходорковским*** из-за трудоустройства Ростислава Мурзагулова**** не идет на пользу оппозиционному лагерю в изгнании. Мурзагулова, в частности, упрекают в атаках на Лилию Чанышеву*****.
— Я понимаю логику Навального, понимаю людей, возмущенных тем, что Ходорковский пригласил к себе бывшего провластного человека: мол, мы долгие годы страдали, по тюрьмам мыкались, нас омоновцы избивали, а эти гады как сыр в масле катались, а теперь они с нами в одном ряду и в шоколаде. Конечно, есть основания быть недовольными и возмущаться. Но с рациональной точки зрения, я точно знаю, что не бывает революций, пока не создастся максимально широкая коалиция противников режима, и они хотя бы на время не объединят усилия. Любая успешная революция в истории – продукт широкой коалиции, когда объединились вчерашние противники. С рациональной точки, действия Ходорковского абсолютно оправданы. То, что делает Ростислав Мурзагулов, логично: да, до какого-то момента считал, что с этой властью можно сотрудничать, она не казалась настолько отвратительной, но после того, как она начала убивать людей, она стала нерукопожатной. Знаю Ростислава много лет, и он действительно человек эмоциональный.
Галлямов заметил, что у Мурзагулова всегда были плохие отношения с силовиками Башкирии.
— Они всегда его ненавидели. За его экстравагантность, слишком свободное поведение. Они же такие чеховские сюртуки, а он — фривольный рок-н-рольщик. И они его по эстетическим соображениям не приемлили, и он их тоже никогда не любил, он был системным либералом, а эти лагеря друг друга очень не любят. Надо понимать, что для Сечина и Патрушева нет более злых врагов, чем Набиуллина и Кудрин.
Галлямов уверен, что Мурзагулов не причастен к аресту Лилии Чанышевой.
— И силовики не под контролем глав регионов. Хабиров не может давать им приказания по поводу судьбы Чанышевой. Чанышеву сажали по федеральной команде по силовой линии.
Он признает, что Мурзагулов критиковал Чанышеву.
— Он не специально раздувал. Когда ему предъявляли, он пытался контратаковать: да вон она самая такая-сякая. Он на нее наезжал до того, как ее арестовали. Она пыталась прорваться на общественные слушания по бюджету в Госсобрание, ее охрана выкинула, был скандал, и он тогда ее обвинял, что они не конструктивны. Это было до ее посадки. Не хочу выступать «адвокатом дьявола» и говорить, что он — невинная овечка, но все-таки вижу, что даже Хабирова обвинять в мытарствах Чанышевой – не по адресу. Это чисто силовая история. Проблема в том, что контроль над политическим процессом у гражданских чиновников, у таких «Ростиславов», забрали чекисты, и эта системная проблема российской политики. В этом смысле Ростислав не виноват. Я правоту каждой стороны вижу.
По мнению политолога, трудоустроив к себе Мурзагулова, Ходорковский показал, что можно быть сперва плохим, а затем хорошим.
— Конечно было бы лучше, если бы в лагерь оппозиционеров перебежал Сечин, чем Ростислав. Но в силу отсутствия Сечина, Ростислав является такой фигурой. Его задача продемонстрировать, что можно переходить из одного лагеря в другой. Огромное число людей во властном лагере внутренне не согласны с происходящим и мечтают отползти. Задача оппозиции этот переток обеспечить. Если переток обеспечить – режим падет. Такая история – предшественник революции. Когда про Николая II начинают рассказывать анекдоты великие князья, когда начинают критиковать лояльные центристы и правые из государственной думы, это и есть начало революции. Ходорковский это понимает и действует рационально. Еще Маркс говорил, что идея становится материальной силой, когда овладевает массами. Если все оставят режим, от него сбегут, он затонет.
Пока, вокруг власти царит монолитная сплоченность.
— Потому что люди, которые могли бы бежать, не знают, куда бежать. Они видят, что Ростислав сбежал и его бьют с той стороны. Нас там не ждут – это ощущение и держит их возле Путина. И Запад обкладывает санкциями. Ты же должен какой-то свет в конце тоннеля зажечь, показать правильную модель. А тут Тиньков раскритиковал Путина, лишился в России бизнеса, а его на Западе санкциями обложили. Все остальные смотрят и думают, что между молотом и наковальней их расплющит. Сидят на месте ровно, и режим за счет этого держится. Врагу надо показывать дорогу к жизни, это смысл военной стратегии.
* Галлямов признан иноагентом
** Навальный внесен в реестр экстремистов и террористов
*** Ходорковский признан иноагентом
**** Мурзагулов признан иноагентом
***** Чанышева внесена в реестр экстремистов и террористов
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует