Арсен Шаяхметов: У государства нет альтернативного инструмента такому времяпрепровождению. Мне кажется, что блокировки youtube пока опасаться не стоит

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

В России стартовала кампания против VPN-сервисов. В интернете распространяются видеоролики, в которых утверждается, что из-за использования VPN можно потерять свои персональные данные, историю браузера и платежную информацию. Восемь видео сняты по заказу РОЦИТ — связанной с Минцифры общественной организацией. Прошлым летом во вреде VPN россиян пытались убедить через посты инфлюенсеров с жалобами на быструю разрядку батареи и расходование безлимитного интернета.

— Не думаю, что возможна полная интернет-изоляция. Год назад и еще раньше говорили, что начнут блокировать сайты и наступит «чебурнет», или интернет по китайскому образцу, — сказал в эфире канала «Аспекты» политолог Арсен Шаяхметов. – Мы видим, что власти понимают, что, по крайней мере на данный момент, это невозможно. Прошел год и, очевидно, это невозможно до сих пор. Несмотря на то, что инструменты по отключению, ограничению и замедлению уже отработаны. Понятно, что некий прогресс у государства в этом плане есть. Но есть понимание, что создавать систему полной изоляции в России невозможно и ненужно. История показывает, что страны, находившиеся в полной изоляции, стремительно деградировали, превращаясь в местечковое ханство и отсталую экономику, вследствие чего не могли усваивать достижения мирового прогресса, и сами не могли создавать схожую динамику развития. Так было в Китае, Японии и в других странах, в которые вели изоляционистскую политику.

Но при этом, политическая ситуация диктует власти необходимость ограничить страну от западного и частично восточного культурного и информационного пространства.

— И по крайней мере на несколько лет или десятилетий в той или иной степени делать акцент на развитие собственной культуры. Проводится гибридная политика: вроде закрываемся от всего мира, а с другой стороны, пытаемся создать себе положительный имидж и переманить себе мигрантов, иностранных студентов и распространить свои информационно-культурные достижения. В этой связи, VPN – отражение ситуации, складывающейся в стране. С одной стороны запреты, с другой – пути их обхода. Естественно, если государство не будет закрывать глаза, ситуация будет расшатываться, потому что у людей будет рождаться юморное отношение к мерам, принимаемым государством. Государству необходимо проводить информационную, показную борьбу с VPN. Думаю, будут использовать инструменты для борьбы с VPN-сервисами, но не кажется, что они будут серьезными.

Также политолог не верит слухам о блокировке осенью youtube.

— Я как не верил в это год назад, так и не верю по сей день. Несмотря на то, что, возможно, youtube представляет для государственного информационного поля большую угрозу, чем запрещенные ныне социальные сети, на youtube большое количество неполитического контента, который потребляют россияне. Это и детский контент, и образовательный. Несмотря на то, что его переносят на отечественные платформы, его остается большое количество. И youtube — это инструмент, позволяющий открывать бизнес и развивать стартапы, очень много на нем завязано, удобная платформа, аналогов которой не создано. Мне кажется, что государство не решается на блокировку youtube, потому что в нем общество проводит очень большое количество времени, и лишать их такого инструмента времяпрепровождения означает то, что это время россиянам надо будет чем-то занять. Не только физически, но и интеллектуально. У государства нет альтернативного инструмента такому времяпрепровождению. Мне кажется, что блокировки youtube пока опасаться не стоит.

Роскомнадзор не увидел оснований для разблокировки сервиса микро-блогов Twitter. Там заявили, что соцсеть так и не удалила запрещенные материалы, включая фейки о спецоперации, даже несмотря на то, что Twitter смягчил политику к аккаунтам российских госведомств и отказался удалять спорные тексты постов Дмитрия Медведева.       

— Сервис, который потерял популярность еще до блокировки. Внимание, которое уделяется Twitter, слишком завышено. Предложение по разблокировке Twitter – прощупывание почвы, заход через соцсеть, которая менее популярна, менее актуальна в России. Помним, что до этого блокировалась LinkedIn (социальная сеть для поиска и установления деловых контактов – ред.), которая вообще никакой угрозы не представляет для государственной безопасности. Вопрос с Twitter – пробный шаг, чтобы рассматривать вопрос разблокировки других соцсетей, заблокированных в прошлом году. В первую очередь Facebook и Instagram (компания Meta признана экстремистской в РФ – ред.). Здесь вопрос стоял бы о разблокировке Instagram, который был инструментом развития личных брендов, это была основная стартап площадка и выступала инструментом продаж. Но тенденции для разблокировки Instagram нет. Я бы рассматривал в приоритете разблокировку Instagram, а не Twitter, но понимаю, что начинать надо с малого.         

#арсеншаяхметов

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует