Олег Арефьев: «Башавтотрансу» будет сложно ежемесячно выбивать дотации

фото Дмитрия Колпакова

Фрагмент программы «Аспекты городской среды»

«Башавтотранс» закупает десять туристических автобусов за 138 млн рублей.

Блогер-предприниматель Олег Арефьев напомнил, что в феврале перевозчик получил вексельный заем на 166 млн рублей от «Регионального фонда».

— На 166 млн получают заем, на 138 покупают автобусы. Сейчас начнется лето. Мы же понимаем, что в обозримом будущем аэропорты на юге не откроются. Сейчас начнутся туристические поездки на море туристическими автобусами – Абхазия и Сочи. Это живые деньги! Спрос на туристические автобусы в этом году будет сумасшедший. РЖД не справляется и часто дороже. На автобусе ехать сутки с лишним — и это жуть, но люди со средним и небольшим достатком тоже хотят попасть на море. Сейчас субсидируемых бюджетом перелетов туда не будет, потому что туда вообще перелетов не будет. Автобусы будут иметь дикий спрос.

По словам эксперта, за лето автобус себя не окупит, но может принести хороший доход перевозчику.  

— «Башавтотранс» на это имеет право, если это для них параллельный бизнес. У меня другие вопросы. Если мы позиционируем «Башавтотранс» как основного государственного перевозчика, в том числе переложив на него часть организационных функций, если это центр принятия решений – то не надо заниматься бизнесом, решите сперва основную задачу — перевозку пассажиров. Тогда бизнес – во вторую очередь. Если вы перевозчик, работающий на общих правах, без преференций, не входите в межведомственные комиссии, не получаете субсидий, можете продать все автобусы и купить только туристические. Либо крестик, либо трусы. Как бы нас не заверяли сверху, с общественным транспортом становится все хуже и хуже.

По мнению эксперта, попытки брать взаймы деньги или лизинг «еще ни разу не кончались добром».

— Была история, когда при Хамитове было взято некоторое количество автобусов в лизинг. «Башавтотранс» платить не смог, на них подали в суд на серьёзную сумму, вопрос стоял вплоть до изъятия автобусов. «Башавтотранс» пошел в «Региональный фонд» и взял деньги под залог Северного автовокзала. Потом он не смог рассчитаться с «Региональным фондом». Фонд попытался выставить автовокзал на продажу. Но автовокзал в таком состоянии, что его восстановить очень сложно, если вообще реально. Его надо сносить. Это дорого, а земля под ним не представляет ни для кого никакой ценности. Поэтому автовокзал у регфонда выкупило региональное правительство уже при Хабирове. Причем, когда выкупали, населению объясняли, что там будет центр организации дорожного движения. Самый передовой и самый лучший. В результате вокзал стоит, а «Башавтотранс» повторяет историю. Автобусы, пришедшие по нацпроекту – это лизинг, а не подарок. Льготный и со скидкой, но лизинг, за который надо платить. Плюс, они сейчас берут взаймы у регфонда (на покупку туристических автобусов -ред.), и у них начинает расти долговая нагрузка. При том, что они убыточные. Им этот лизинг и долги уже сегодня платить не из чего.  

Арефьев предрек, что у госперевозчика к лету появятся проблемы с лизинговыми компаниями.

— Автобусы все больше и больше встают, а летом поток пассажиров падает, соответственно, выручка падает. Республика будет занята подготовкой к 2024 году (юбилей Уфы – ред.), и «Башавтотрансу» будет сложно ежемесячно выбивать дотации.

Арефьев сомневается, что летние южные поездки перевозчику помогут финансовому положению перевозчика.

— Это мизер автобусов, которые даже при доходной хорошей работе не те деньги, способные «вытащить» «Башавтотранс».     

 #олегарефьев

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует