Арсен Шаяхметов: сложно представить, что именем Рустэма Хамитова было бы что-то названо, его имя стирается из памяти

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

Из опубликованного указа Радия Хабирова не следует, что памятник Муртазе Рахимову поставят у здания Госсобрания, где проходят пленарные заседания и располагается БАГСУ. Об этом в эфире «Аспектов» заметил политолог Арсен Шаяхметов.

— Написано, что в центральной части Уфы. Не стал бы утверждать, что поставят у Госсобрания. Там не так много места. Более реалистичен вариант – сад имени Матросова. Может, в саду Салавата Юлаева. Скорее принято решение поставить памятник в парковой зоне. Тем более тут у нас недалеко есть сквер имени Зии Нуриева между белым домом и госпиталем ветеранов войн. Мне кажется, там неплохое место для увековечивания памяти предыдущих руководителей республики.

Также нет точного документа о присвоении имени Рахимову БАГСУ.

— Переименование было озвучено Радием Хабировым, но давайте дождемся формализованных решений. Разные точки зрения высказываются. Действительно, Муртаза Рахимов имел прямое отношение к основанию академии. На мой взгляд, людей увековечивают их достижения и поступки. В этом плане Муртаза Рахимов создал себе почву для увековечивания памяти. Такие атрибуты как улица и памятник, безусловно, появятся. Но соглашусь с тем, что прекрасным увековечиванием стала бы достройка мечети.

Он не согласился, что на Западе нет практики наименования объектов именами.

— В Нью-Йорке целый аэропорт имени Джона Кеннеди, который имеет не так много отношения к этому аэропорту. Но я не согласен с практикой централизованного переименования, как это у нас было с названиями российских аэропортов, это была совершенно искусственная тема, которая не ведет к увековечиванию памяти. В памяти жителей Башкортостана, каким бы окрасом не было, положительным или отрицательным, имя Рахимова останется, потому что личность, которая оставила след.    

То, что БашГУ не назвали в свое время именем, к примеру, Мидхата Шакирова, политолог объясняет тем, что региональные партийные деятели советского времени были наподобие сегодняшних технократов.

— Тот же Шакиров не одно десятилетие занимал первую должность в республике, но тем не менее культа личности не формировалось. Было понятно, что, да, первое лицо партии, и оно рано или поздно сменится, у него был беспрекословный авторитет, но мы видим, что о нем вспоминают только старожилы. Если в 90-е еще память была свежа, то поколение нулевых в памяти не несло Шакирова. Потому что в 90-е годы уже формировался образ Рахимова как некоего отца нации, целиком и полностью вытеснивший образ Шакирова. Также как сейчас сложно представить, что именем Рустэма Хамитова было бы что-то названо, его имя тоже стирается из памяти.  

#арсеншаяхметов

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует