Рамиль Рахимов: В архиве ревизионной комиссии, в основном, документы, связанные с личностями: их потомки, может, не желают раскрытия
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
Историк, и.о. председателя Общественной палаты РБ Рамиль Рахимов состоит в комиссии по рассекречиванию архивов башкирского обкома. Он рассказал «Аспектам», как происходит раскрытие документов.
— Я, как историк, визирую, правильно ли принято решение или нет. Не все можно рассекречивать, существует ряд законов, регламентирующих архивную деятельность. Есть срок давности по документам, содержащим личные данные. Есть некоторые вещи, которые нельзя раскрывать, например, данные по болезням. В архиве ревизионной комиссии, в основном, документы, связанные с личностями: их потомки, может, не желают раскрытия.
По словам историка, документы, связанные с нарушениями охраны социалистической собственности, и другие махинации номенклатуры, не засекречены.
— Это вполне доступно. Это не засекречено. Скоро будет обсуждаться работа аспиранта нашей кафедры, который работает по эпохе Хрущева. Тема его диссертационного исследования посвящена теневой экономике 60-х годов БАССР. Это большая работа. Он работал в архиве и понятно, что были ограничения. Многое, чего нельзя было смотреть. А то, где были нарушения социалистической собственности и попало под уголовную ответственность и было решение суда – все доступно.
Желающему ознакомиться с материалами архивов придется доказать, для чего они ему.
— Желательно иметь направление от организации, например, краеведческого общества или еще кого-то. Если его нет, то предъявляете паспорт, и архив вам должен предоставить документы. Но вы в своей заявке пишете, с какой целью берете документы, что не просто так из праздного любопытства. Вы не в ресторане заказываете разные блюда. Там есть сложности с выдачей документов, поэтому указываете тему своего исследования, и по ней вам дадут материалы. Я работаю в архивах Москвы и Санкт-Петербурга с 1990 года. Хотя все знают, кто я такой, всегда пишу тему исследования. Иногда мне говорят: «Почему заказываете этот документ? Он не по вашей теме». «Ну вот меня попросили…». «Нет, нельзя», — отвечают.
Ограничения больше технические: российские архивы до сих пор бумажные.
— Архивный работник перетаскивает кипы томов. Перед тем, как их выдать, их перелистывают, проверяют количество страниц, проверяют сохранность, выдают, потом, когда человек сдал – снова проверяют количество страниц. Архивные работники на своих руках вытаскивают килограммы документов.
#рамильрахимов
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует