Олег Арефьев: Эти «объедки» по качеству в разы лучше того, что есть у нас
Фрагмент программы «Аспекты городской среды»
На минувшей неделе уфимская мэрия сообщила, что правительство Москвы отказалось от передачи 50 трамвайных вагонов в связи с тем, что техника подорожала из-за санкций.
— Дичь лютая! – отреагировал в эфире канала «Аспекты» блогер-транспортник Олег Арефьев. – Те трамваи, которые должны были быть переданы Уфе – давно сняты с линии. Их уже никогда на линию в Москве не выпустят. Москве без разницы, сколько они стоят. Для них цена может быть интересной, если завтра лом черных металлов поднимется в цене. Часть трамваев сейчас утилизируют на металлолом.
Арефьев напомнил, что история началась с марта 2021 года.
— С чего мы начали говорить об этой теме? Глава РБ Радий Хабиров встретился в Москве с Максимом Ликсутовым, руководителем департамента транспорта. Который отвечает за весь транспорт Москвы. На этой встрече были даны взаимные авансы и обещания. Очень громкая история была. Уфа обещала, что привлекут московских специалистов, естественно, не бесплатно. Они приехали в Уфу, проходил круглый стол, как всегда, без определенных результатов. Были даны обещания, что в Башкирии начнет работать карта «Тройка». Был определенный ряд обещаний, данных Хабировым в сторону Ликсутова. Со стороны Москвы сказали: «Хорошо, дадим вам трамваи, автобусы, поможем тут, поможем там, поезд в метро бесплатно разрисуем под Башкирию».
По словам Арефьева, в результате Башкирия со своей стороны не сделала ничего вообще.
— Мы отдали другой компании разработку документов транспортного планирования, мы до сих пор не сконнектили «Тройку» с «Алгой». Более того, люди, имеющие отношение к «Алге» и «БРСК», всеми руками против: они понимают, что потеряют полностью контроль. Они пишут под ковром письма, что это сделать технически невозможно. Хотя это сделать технически возможно. Хотя Москва свою часть договоренностей выполнила: разрисовали поезд в метро, подготовили нам к передаче трамваи.
«Мосгортранс» был готов передать Уфе трамваи марки КТМ и «Татра».
— Это не те трамваи «Татра», которые ездят в Уфе. Кузов тот же. Но всем трамваям, которые была готова передать Москва, был проведен капитальный ремонт, заменена полностью электроника. Это существенно лучшего качества трамваи, чем те, которые ездят в Уфе.
Мэрия Уфы уже собиралась забирать трамваи из Москвы, считает он.
— В тот момент, когда нам их были готовы передать, они работали на линии. Их должны были снять, после того, как «Синара» должна была поставить Москве новые трамваи. Когда должны были прийти новые трамваи от «Синары», старые должны были снять с линии и передать Уфе. Осенью «Синара» начинает «проваливать» сроки. Нам сообщают, что: «Пока не получим замену этим вагоном, мы их отдать не можем». И тут повисает пауза не только для Уфы, но и для других регионов. Но когда депо сказали, что трамваи уйдут от них, вагоны толком перестали обслуживать. Понятно, что никто не будет тратить деньги на то, что скоро отдавать. Я знаю о двух случаях: в одном из них тележка чуть не отъехала от трамвая, а в другом случае он загорелся. После этого в Москве собрали большое совещание, на котором обсуждалось, либо вложить в эти трамваи деньги, чтоб вернуть их в работоспособное состояние, либо их полностью снимать с эксплуатации. Приняли решение полностью снять их с эксплуатации. В один день все «Татры» сняли с эксплуатации в Москве. И собрали все «Татры» в Краснопресненском депо. В тот момент, когда сняли с эксплуатации, Уфе сказали: «Вот теперь забирайте точно. Они стоят».
После этого, мэрия Уфы начала искать перевозчика, способного перевезти 50 вагонов в Уфу.
— Нашли перевозчика, который предложил цену меньше всех остальных, но который не обладает своим подвижным составом. Такого посредника. Который не смог найти трал. В результате с ним разорвали контракт, и собирались контрактоваться по новой. Но дальше что-то пошло не так: появился Клебанов, резко начала меняться концепция, мол, трамвай особо нам не нужен.
Он напомнил, что по соцсетям начали разгонять тему «а зачем нам нужны московские объедки?».
— Эти «объедки» по качеству в разы лучше того, что есть у нас. Часть вагонов, понятно, разукомплектована и, может, не совсем технически исправна. Но, как минимум, из трех можно было собрать два вагона. Это могло бы поддержать нашу систему электротранспорта в живом состоянии до того момента, пока мы не примем по ней решение. Как минимум, поднять собираемость выручки. Чем больше выпускаем вагонов, тем более стабильно ходят, тем более формируется пассажиропоток. Я был летом в Краснопресненском депо, разговаривал с главным инженером: «вагоны стоят, ваша Уфа сама отказалась». И вот Уфа, проснувшись: «А давайте вагоны заберем».Но тут Москве это уже все надоело, они распределили все трамваи, желающих хватало.
Арефьев заметил, что еще год назад Уфа получила из «Мосгортранса» партию автобусов «ЛиАЗ».
— Они стоит на территории троллейбусного депо, даже не понятно, в чьем они ведении, они даже не переоформлены. Два автобуса оформили – на них депо возит своих работников. Остальные стоят с московскими номерами. По факту, это собственность Москвы, которая хранится в Уфе. Что с ними делать, никто не знает. Отдать или продать не можем, так как это собственность Москвы. Эксплуатировать сами не можем. По факту, эти переданные автобусы, нам в пользу не пошли. А трамваи не успели забрать. Когда «проснулись», Москва сказала: «Надоело. Вы не исполнили со своей стороны ничего из того, что обещали, год кружили голову». Наши очень красиво выворачиваются, мол, трамваи Москва отказалась передавать в связи с тем, что подорожал транспорт, и передать не могут, потому что вагоны стали дорогими. На этом можем историю с московским трамваем заканчивать, она официально закрылась. Хотя мы еще с 2021 года говорили, что этих трамваев не увидим и объясняли, почему.
По словам Арефьева, можно доказать, что уфимская мэрия говорит неправду, но в этом нет смысла.
— Существуют письма с отказом еще в начале весны 2022 года, доказать можно, и это легко, но это ничего не даст. Их уже ловили на лжи не раз, поэтому смысла нет.
Арефьев заметил, что увеличилось количество пробок в Уфе.
— Каждый вечер город погружается в 9-10 баллов по «Яндексу». Если мы похороним трамвай, если уберем его с улиц, то перспектива мертвых пробок начинает вырисовываться серьезной. Можно бесконечно жить в иллюзиях, в которых в последнее время живем: мы когда-то что-то сделаем, потому что мы себе это напланировали, потом зачеркивать эти планы, потому что они не получились и планировать новые. И жить в иллюзиях постоянных планов. Очень хочу, чтобы трамвай и троллейбус жили. Как минимум трамвай очень нужен, если с троллейбусом есть вопросы, и можно обсуждать его необходимость, то трамвай – легкорельсовый транспорт нужен. Система электротранспорта в Уфе за исключением нескольких единиц свежей техники и состояние инфраструктуры – в ужасном состоянии, которую ремонтировать бессмысленно, ее надо менять. С каждым днем становится только хуже, даже советский запас прочности кончается. Надеюсь, что использование этого электрохозяйства не приведет к трагедии.
#олегарефьев
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует