Олег Арефьев: После 2010 года и до сегодняшнего дня «Башавтотранс» живет на запасе мощности, заложенным Рахимовым

Фрагмент программы «Аспекты городской среды»

В Уфе закончилась церемония прощания с первым Президентом Башкирии Муртазой Рахимовым. Всем желающим было дано три часа на то, чтобы пройти мимо его гроба.

— Показательно, что умер на родине, — заметил в эфире канала «Аспекты» блогер-предприниматель Олег Арефьев.

Арефьев прокомментировал состояние общественного транспорта времен Рахимова.

— До 2006 года все было неплохо, были федеральные субсидии на общественный транспорт. Да и какое-то время в Уфе был бесплатный транспорт – такого опыта не было в России. В 2006 году государство вдруг решило переложить содержание общественного транспорта на плечи регионов, прекратили субвенции. Начали выталкивать транспортные предприятия на рентабельность, самоокупаемость: МУПы, ГУПы, гаражи «провалились», пошли в убыток. «Башавтотранс» не избежал этой участи, минусовая деятельность началась с 2007 года, начали генерировать убыток. К чести Рахимова – вытащили «Башавтотранс». К 2010 году во многих городах МУПы и ГУПы закрылись, съедались частниками, приватизировались, во многих городах муниципальный транспорт прекратил существование.

По словам Арефьева, Рахимов следил за судьбой «Башавтотранса», который стал одним из лучших перевозчиков страны и даже несколько раз получал федеральную премию «Золотая колесница».

Одним из достижений отрасли стал выпуск автобусов марки «ВДЛ» на Нефтекамском автозаводе.

— «НефАЗ» задумывался как филиал «КамАЗа», но больше управлялся республикой, был заключен контракт с голландцами – выпускали «ВДЛ». Даже сейчас водители говорят, что «ВДЛ» — лучшие машины, и до сих пор ничего лучше сделать не смогли. В то же время в «Башавтотрансе» ввели дресс-код. Нынешняя «Алга» берет начало с Единой социальной карты жителя республики, презентованной в 2007 году. В конце рахимовского правления получили за карту национальную премию, приезжала комиссия из Москвы перенимать опыт.

Общественный транспорт при Рахимове был одним из лучших в России.

— Имели систему более стабильную, систему карт, управляемый «НефАЗ», а когда с «ВДЛ» заключали контракт – «КамАЗа» там не было – это была инициатива республики. Можно по-разному относится к его действиям, но к 2010 году имели одну из лучших систем в стране. В 2009 году был пик пассажиропотока на электротранспорте, чуть ли не 100 млн пассажиров. Сейчас 7-10 млн, может меньше. Десятая часть того, что везли тогда электротранспортом. Потом, когда ушел Рахимов, «Башавтотранс» начали стремительно разбирать. Начались финансовые «истории», иные интересы, много чего было. Но пик расцвета – 2007 год. «Башавтотранс» единственный, кто смог пережить отмену федеральных субвенций. Устроиться на работу туда было невозможно, там вовремя платили зарплату. Это сейчас водителей нет, покупаем автобусы, а ездить некому, а тогда устроиться было проблематично. Поэтому то, что берем в отношении транспорта и к отношению транспорта – «Башавтотранс» спасли благодаря ему. После 2010 года и до сегодняшнего дня «Башавтотранс» живет на запасе мощности, заложенном Рахимовым.

Он напомнил, что при Рахимове из закупки автобусов не устраивали шоу.

— Автобусы пригоняли без пафоса, не было такого, чтобы собирали на площади, это был рабочий процесс. Не было пафоса и истерии, обычное рядовое событие, называемое обновлением парка. Тогда, в непростые времена, могли держать работающую систему общественного транспорта. Сейчас только разговоры и погибающая система.

#олегарефьев

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует

фото Дмитрия Колпакова