Рустем Вахитов: мостиком согласия может быть участие Сталина в создании нашего субъекта федерации. У нас вообще нет памятников создателям башкирской республики
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
Башкирские коммунисты не оставляют попыток назвать именем Сталина улицу в Уфе и даже презентовали идею главе региона. В качестве аргументации приводится то, что в Черниковке уже был проспект Сталина, ныне Первомайская улица. А тем временем, татарские активисты добиваются демонтажа памятника Сталину, установленного на территории частной школы в Набережных Челнах.
— То, что Башкирия не губерния, а республика – заслуга Сталина как наркома по делам национальностей. Под документам о создании республики стояла подпись и Сталина, — говорит член союза писателей России, политический публицист, кандидат философских наук Рустем Вахитов. – С одной стороны, Иосиф Сталин – фигура очень сложная и противоречивая. Также, как прошло уже пятьсот лет со времен Ивана Грозного, до сих пор кипят споры, до сих пор к нему по-разному относятся. То же самое будет со Сталиным. Трудно отрицать, что со Сталиным связаны репрессии, которые вызывает множество вопросов. Двадцать лет прошло с победы революции, в Конституции 36-го года заявили, что построили социализм, и вдруг начинают находить многочисленных врагов народа. Многие из них были безвинны. Хотя далеко не все. Была борьба в партии, были попытки переворотов. Современные историки говорят, что с Тухачевским дело было нечисто, и в армии готовился переворот. Как поступил Эрдоган с военными которые попытались его свергнуть? Сталин также поступил.
Вахитов признает, что Сталин у многих вызывает неприятие.
— Но, с другой стороны, из песни слов не выкинешь. Сталин – руководитель страны, победившей фашизм. Он может быть жестоким человеком, из-за него могут погибнуть какие-то люди. А что ему мешает при этом быть хорошим руководителем и неплохим полководцем? В 90-е годы мы видели полное очернение Сталина, превращение его в какого-то кровавого монстра.
По словам Вахитова, то, что вменяется Сталину, можно поставить в упрек Западу.
— Американцы депортировали всех японцев в начале второй мировой. Сталин зачастую совершал то, что совершали представители демократических держав, только об этом никто не говорит. А потом все началось в обратную сторону: «он белый и пушистый, он великий гений, и ничего плохого не совершал». Истина никого не интересует. Истина в том, что сталинские управленцы очень много сделали для нас, для представителей различных народов.
В пример он привел национальную литературу.
— Есть такой татарский националист Рафаэль Хакимов, его папа Сибгат Хаким был известным татарским поэтом. Недавно мне попала в руки раритетная книга его отца, изданная в конце 40-х годов, листая ее, я обнаружил множество стихов о Сталине. Они хотят это выкинуть из татарской литературы? Все запретим? «Почистим» татарских поэтов, живших в то время? Почитайте «Неотосланные письма» Аделя Кутуя: с каким восторгом дышат слова Галии о том, что она простая девушка из татарской деревни, дочь крестьянина-пьяницы, стала врачом – и все это ей дала советская власть. Это тоже все правда. Поэтому к этому нужно подходить взвешено, осознавая, что с именем Иосифа Сталина связаны не самые светлые страницы истории. И коммунисты это первыми признали, партия признала незаконные репрессии, о чем говорили на 20-м съезде.
Философ считает, что нужно придумать форму «почитания» такого рода деятелей.
— Неоднозначных, но в то же время внесших нечто положительное в нашу историю. Почитание не только в центральном смысле, но и в регионах и нацрегионах. Культурная революция, которая произошла в наших республиках во многом связана с именем Сталина и отражена в произведениях писателей того времени, от которых отказываться не собираемся. Обретение Башкирией статуса субъекта федерации неотделимо ни от имени Ленина, ни от имени Сталина.
Вахитов напомнил, что в Черниковке был проспект Сталина, ныне Первомайская улица.
— Мы не должны забывать о прошлом. Сторонники почитания прошлого, одновременно являются сторонниками уничтожения прошлого. Многие уфимские краеведы – ярые антисоветчики, говорят, мол, вернем все дореволюционные названия улиц. Но у нас есть улицы, созданные при советской власти и даже районы городов. Была улица Сталина и в центре Уфы – нынешняя Коммунистическая. И был памятник Сталину, немного сборку от оперного театра.
Также Вахитов не согласен с тем, что нужно переименовать улицы, носящие имена тех, кого считают террористами – борцов с царским режимом.
— Неблагодарное дело — клеить ярлыки на исторических деятелей, не учитывая, что тогда было другое время, были другие представления о политической нравственности, и не учитывая их значения в народной памяти. Неправильное отношение к истории, когда пытаемся под каждый нынешний актуальный этап причесать и переписать всю историю. Будьте готовы к тому, что наши потомки также поступят и с нами. Не учитывая особенности нашей эпохи и ограниченности нашего исторического кругозора. А кругозор каждой эпохи ограничен. Мы очень многого не понимаем, то, что будет очевидным для людей, которые будут смотреть на это из 22-23 века. Над нами тоже будут смеяться и говорить, что мы какие-то неправильные люди. Не хочется быть вычеркнутым из памяти, но тогда не нужно вычеркивать других. Мы вправе вносить свои суждения относительно прошлого, но мне кажется, они должны быть максимально сдержанными и объективными.
Форма почитания Сталина, по мнению ученого, должна удовлетворять не только коммунистов.
— Хотя и в самом коммунистическом движении есть разные отношения к нему. Но для большинства современных коммунистов Сталин — положительная фигура. Но мы говорим не только о коммунистах, но и о населении республики. Форма должна учитывать и их мнение тоже. Мне кажется, что мостиком согласия может быть участие Сталина в создании нашего субъекта федерации. У нас вообще нет памятников создателям башкирской республики.
Экспертная комиссия Уфы одобрила заявку городского отделения ЛДПР о присвоении имени Владимира Жириновского одной из новых улиц города. Предполагается, что имя покойного лидера ЛДПР дадут улице около ТЦ «Ультра» в Зеленой Роще. Вопрос вынесут на обсуждение горсовета в январе.
— Жириновский умер совсем недавно. Его роль в политике еще совершенно не ясна и, на мой взгляд, является далеко не положительной. В-третьих, он в свое время открыто заявил, что татар и башкир нужно отправить в Монголию. Человек позволил себе оскорбление двух народов. Поразительно, что после этого его именем хотят назвать улицу. Я бы сказал, что это вызвало бы резонанс, но людям наплевать, какую табличку повесят, что на карте будет. Только это позволяет властям, как угодно, наименовывать и переименовывать.
Ученый предложил составить список имен выдающихся граждан Уфы, Башкирии, России, нуждающихся в увековечении.
— Есть люди, внесшие огромный вклад в ту же георазведку, нефтяной промысел, в науку. У нас, например, нет улицы Наримана Аитова, который был создателем социологии в Башкортостане. У нас был замечательный философ Вадим Садыков, у которого была непростая жизнь. Будучи твердо убежденным марксистом, написал книгу о противоречиях социализма, за что с работы сняли, подвергли гонениям, много отдал сил республике, и тоже не увековечена о нем память. Так что Жириновский здесь не просто последний в очереди, а на мой взгляд, его в эту очередь не надо ставить вообще.
Он заметил, что нужно не противопоставлять исторических персонажей.
— Почему у нас ставят вопрос так: либо Салават Юлаев, либо Иван Нагой – столкнуть лбами. А почему не может быть памятники разным персонажам? У нас же увековечена память Суворова, и в то же время память о Салавате Юлаеве. Хотя Суворов участвовал, в какой-то мере, в конвоировании Салавата Юлаева. И вообще они были по разные стороны баррикад во время Крестьянской войны. Но история расставила все по своим местам. Значение Суворова признали дальше большевики. Но потом победила государственная мудрость. Пантеон государственных героев в любом государстве – очень сложная штука. Туда попадают люди, которые, если могли бы воскреснуть, плюнули друг другу в лицо. Это образы, которые скрепляют нашу общность. Зачем старые конфликты пробуждать и сталкивать? Наоборот, в этом каноне должны найти примирение представители разного рода конфликтов. Этот канон – диалектическое разрешение этих конфликтов. Например, то, что в Советском Союзе ставили памятники Суворову и называли его именем училища – у белых эмигрантов вызывало ярость.
#рустемвахитов
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует