Олег Арефьев: город чем-то сложным заниматься не может. Ну вот только новогоднюю елку поставить

Фрагмент программы «Аспекты городской среды»

Минтранс России выпустил рекомендации по организации платных парковок. Ведомство считает, что спрос населения на парковку более суток нужно удовлетворять, внедряя внеуличные парковки, автостоянки и гаражи.

— Минтранс намекает, что автомобили более суток на дорогах стоять не должны, — объясняет блогер-предприниматель Олег Арефьев. – При этом количество мест на улично-дорожной сети и на внутриквартальных территориях должно наоборот сокращаться. Это не обязательно. Не значит, что минтранс выпустил рекомендации, и все регионы должны их исполнять. Но не исключаю, что в Уфе, получив эти рекомендации, задумаются в этом направлении, в том числе о сокращении количества мест.

По мнению федерального минтранса, парковки вдоль улиц должны рассматриваться как временная мера.

— Которая используется, если позволяет пропускная способность магистрали. При этом плату за паркинг рекомендуют вводить, когда транспортными средствами занято более 85 процентов имеющихся мест. 85 процентов – эта цифра пришла из Москвы. Они в свое время взяли ее для себя за основу, а затем она ушла в минтрансовские рекомендации. При заполнении 85 процентов они вводят платную паковку, если при платной парковке заполняется 85 процентов и более — поднимают цену.    

Арефьев напомнил, что в Уфе несколько раз обсуждалось введение платной парковки и даже появился концессионер.

— Я лично за платную парковку. Потому что, когда гуляешь по центру и видишь машины не только тех, кто приехал на работу с утра, а часто —- брошенные машины. Они, конечно, мешают убирать дорогу, они, конечно, занимают места. Но любая платная парковка должна иметь тонкие настройки. Должны иметь абонементы, вполне даже может бесплатные, людям, живущим рядом. Должны быть перекрыты дворы, потому что как только вводятся платные парковки, машины начинают парковаться во дворах. С помощью бюджета должны быть установлены шлагбаумы во дворах, а предприятия в центре должны думать об абонементах для своих сотрудников, о доставке сотрудников.

По мнению Арефьева, платный паркинг снизит количество автомобилей, у которых есть желание ехать в центр.

— Но если смотреть широко, платная парковка вынудит город развивать общественный транспорт, внеуличные парковки и инфраструктуру. Если сейчас ввести платную парковку, конечно, в городе начнутся возмущения. И люди начнут требовать. И, может, что-то получат, улучшение инфраструктуры и общественного транспорта в том числе. Не просто нарисовали белые полоски на асфальте и начали собирать деньги, а если грамотно вводить и развивать инфраструктуру – для города благо. Проблема в чем? Когда Мавлиев стал мэром города, он заявил об отказе от платных парковок, чтобы «не усложнять жизнь горожан».

Но по мнению Арефьева, история в другом.

— Чтобы развивать зону платной парковки, нужна система администрирования платежей. Это сложная система и, более того, нужна система контроля за исполнением оплаты. Это стоит серьезных денег. Если это отдаем коммерческой структуре, то там просто начнут собирать деньги, и не факт, что, кроме этого, что-то произойдет. А город чем-то сложным заниматься не может. Ну вот только новогоднюю елку поставить. В длящуюся перспективу у него особо ничего не получалось. Когда поняли, что нужно создавать систему администрирования, оплаты и контроля – от этого просто отказались. Тем более Курултай Башкирии принял закон о платных парковках (в октябре 2020 года – ред.), по которому платными парковками может заниматься только сам муниципалитет. Мы по внутриреспубликанскому нормативу не имеем права отдавать на аутсорсинг парковки. Поэтому город отказался. Думаю, зря. 

В Уфе была попытка инвестора войти на рынок платного паркинга, но проект споткнулся о проблеме принуждения платить за парковку, так как ГАИ не передавала данные об автомобилях муниципалитетам и частным предприятиям.

— У него были серьезные намерения развивать парковочное пространство в городе. Но когда он выяснил, что люди приедут и не будут платить, и он ничего не сможет сделать, ни штрафы собрать, ни заставить, он отказался. Позже на федеральном уровне разрешили ГАИ передавать данные муниципалитетам, а у нас уже был принят закон, что парковкой может заниматься только сам муниципалитет. Вы спросите, а как тогда в Москве передают данные о машинах? У них было соглашение между правительством Москвы и МВД. На основании этого соглашения данные передавали. В остальных регионах данные о владельцах автомобилей начали передавать только после того, как появился отдельный нормативный документ, разрешающий МВД передавать данные муниципалитетам.      

По мнению эксперта, чтобы в Башкирии заработал механизм платных парковок, нужно законодательно разрешить платную концессию.

— Допустим, заходит частник и собирает все деньги за парковку – город вообще ничего не видит. Мы должны понимать, задача платной парковки в чем? Чтобы город денег заработал? Санкт-Петербург на платных парковках планирует серьезный доход в бюджет. Либо мы хотим освободить центр города, чтобы он не был забит автомобилями, хаотично разбросанными. Если хотим освободить центр и упростить там движение, то нам без разницы, кто собирает. Если хотим заработать, тогда частных компаний в этой истории нет, потому что им нужно будет вернуть вложения, и город будет видеть максимум 10-20 процентов. Не те деньги, ради которых город захочет развивать парковку.    

#олегарефьев

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует