Олег Арефьев: Ускорить «освоение» денег – вообще не проблема. Самое главное после этого не сесть
Фрагмент программы «Аспекты Республики»
Блогер-предприниматель, ведущий программы «Аспекты городской среды» Олег Арефьев признал, что для него было неожиданностью назначение Александра Клебанова на должность министра транспорта и дорожного хозяйства Башкирии.
— Если частично остановиться на вехах его трудового пути… В Москве он управлял компанией «Глававтопрокат», и достаточно посмотреть в интернете отзывы сотрудников, можно много интересного прочитать. Вся его деятельность в таксопарке сопровождалась скандалами. Потом он совершенно неожиданно «всплыл» на месте замминистра транспорта Прикамья. Это было тоже неожиданным решением, но оно было понятным, поскольку он продвигал интересы подмосковного «Автомига», он эту задачу там решал, насколько мог. Мы же обсуждаем феномен Перми, где провели транспортирую реформу. Там были серьезные изменения, об их удачливости будем судить через два-три года, но он не имеет к ним никакого отношения.
Арефьев объяснил, почему всерьез не рассматривал Клебанова.
— Мы должны понимать, что минтранс Башкирии – на 90 процентов и в первую очередь – министерство дорожного хозяйства. Оставшиеся 10 процентов – министерство транспорта. Основной функционал министерства – решение дорожного вопроса, в том числе освоение дорожного фонда. Клебанов к дорогам вообще не имел никогда никакого отношения. У меня такое ощущение, что его назначили на должность как очередным «зицпредседателем Фунтом». По моему ощущению, ему сказали: «будешь подписывать все, что принесем по дорогам, за это даем полномочия в решении своих вопросов в транспортной сфере». Министром назначили человека лоббирующего, и это все понимают и знают, особенно специалисты, интересы «Автомига» в то время, когда у нас есть свой «Башавтотранс». И сейчас они вступают в определенный конфликт. Теперь понимаем, что никакого ухода «Автомига», как писалось в соцсетях, не будет. Наоборот, «Автомиг» сейчас будет продвигаться. Если мы берем разговоры среди специалистов, где Клебанов периодически начал появляться и говорить, все слышат от него такую логику: электротранспорт нам не нужен, и его стоит закрыть. И человека с такой политикой, с определенным скандальным прошлым, не имеющим никакого отношения к дорогам, назначают министром транспорта. Для меня это неожиданность.
Клебанов назначен с испытательным сроком в три месяца.
— Судя по всему, даже наверху кто-то понимает, что это не его место. у министерства большой функционал, который он должен исполнять. Можно по-разному относиться к Булушеву и Жулькову, но там была разумная связка. Булушева хорошо «подпирал» Жульков. К ним можно по-разному относится, но Жульков был профессионалом в строительстве дорог, в понимании процессов. Булушев мог сидеть молчать и делать умный вид, Жульков все эти вопросы решал, помогал ему, приносил нужные правильные документы. У Клебанова такого человека нет.
По мнению Арефьева, если бы требовалось испытать чиновника на новом месте, достаточно было его наделить статусом «исполняющего обязанности».
— Функционала бы ему хватало, если это временное кадровое решение. Еще раз говорю, для меня это назначение абсолютно не понятное со всех сторон. И судя по испытательному сроку, оно непонятно даже для тех кто это решение принял.
Эксперт напомнил, что место главы минтранса не совсем привлекательное.
— Место «горячее». На сегодняшний день там накопилось столько нерешенных проблем. Сейчас пойдет новое фондироване на следующий год по распределению средств на дороги. А министерство неэффективно работало даже при наличии Жулькова, который, повторюсь, был профессионалом, что сейчас начинают забирать определённые деньги. Если раньше давали без остановки в любых объемах, и всегда мы были в первых строчках по объему получаемого финансирования, то сейчас федеральные деньги начинают отзывать. Последним был отзыв 250 млн рублей на дорожную инфраструктуру. Мы не успеваем их осваивать. Ускорить «освоение» денег – вообще не проблема. Самое главное после этого не сесть. Но если освоить в правильном направлении, в нужном русле и в соответствии со всеми законами, то для этого надо понимать процессы. А он их не понимает, он никогда в жизни к ним не имел отношения.
Арефьев считает, что основная задача нового руководства – максимально «продвинуть» подмосковный «Автомиг».
— При этом сделать так, чтобы их работа была рентабельной. Мы же понимаем, что, просто работая на маршрутах, у «Автомига» не все хорошо, если работать без государственной поддержки. Им сейчас, первым частникам в Башкирии, «нарисовали» дотации за перевозку льготников. Даже Батыров не получал. И конечно его не устраивает два маршрута. Я так понимаю, что он нацелен на основной кусок рынка, отодвигая «Башавтотранс» на второстепенные роли. Насколько я слышал от людей, заслуживающих доверие, его задача – забрать троллейбусное депо на улице Макарова, в котором планируют сделать базу «Автомига». МУП УИТ (оператор электротранспорта Уфы – ред.) находится в глубоком кризисе и в состоянии, по сути, ликвидации, а депо в составе конкурсной массы.
По мнению Арефьева, весьма вероятен сценарий ликвидации трамвайно-троллейбусного движения.
— Сегодня электротранспорт еще работает, а потом начнет медленно вставать по причине максимального износа. Соответственно, критически падает пассажиропоток. Наверх выносится предложение «в связи с неэффективностью и отсутствием финансирования по реанимации электротранспорта, целесообразно движение приостановить или закрыть навсегда». И как в Волгограде заменить троллейбус автобусом. Это в полномочиях города. И после этого электротранспорт закрывается, его хозяйство передается городу как остаток нереализованной массы, которую город может распределить для развития «нового перспективного перевозчика». Город может принять решение передать ему в аренду за условные деньги депо для организации базы.
Эксперт предрек «Автомигу» роль вынужденного спасителя автоперевозок столицы Башкирии.
— Купили новые автобусы (для «Башатотранса»), которые уже начинают ломаться, а последняя партия «санкционных» автобусов («НефАЗы» выпущенные после введения западных санкций против «КамАЗа» — ред.) с самого начала не едут, через год-два они начнут вставать и отрасль погрузится в кризис. Тогда может появиться какой-то «спаситель» в виде «Автомига».
К «Автомигу» у транспортника неоднозначное отношение.
— В Перми он работает неплохо, где его заставили работать четко по правилам. В других городах, где не смогли – работает отвратительно. Заставить его работать (в Уфе – ред.) хорошо может только Клебанов. А наказывать компанию, которую привел, штрафом он не будет. Делаем все оставшиеся выводы.
#олегарефьев
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует