БЛОГИ. Рустем Шайахметов: Одарённые дети — приоритет республиканской политики?
Экономист Рустем Шайахметов
Сейчас человек, а не природные ресурсы, определяет успешность страны. Потому что инновации определяют темпы развития экономики. В Мордовии доля инновационной продукции – 24,5% от объёма продукции, в Татарстане – 18,3%, в Башкирии – 8%.
Соответственно и темпы развития экономики в Мордовии в 4 раза выше, чем в Башкортостане, а в Татарстане – выше в 2,2 раза.
Эти два российских региона, являясь лидерами инновационного развития, также лидируют по эффективности работы с одарёнными детьми.
Всероссийская олимпиада школьников, проводимая по 24 предметам, в которой участвуют около 6 млн учащихся, является наиболее значимым мероприятием в России по выявлению и развитию детских талантов. По итогам участия оценивается результативность деятельности регионов с одарёнными детьми. В рейтинге по итогам проведения Всероссийской олимпиады школьников в этом году Башкирия заняла 19 место, опустившись на 3 позиции.
Да, многие из призёров и победителей олимпиад уезжают, но в Мордовии и Татарстане успешно развивают тысячи одарённых детей, которые через 10-15 лет после обучения создают им новую успешную экономику. Инвестирование в детей не даёт мгновенного эффекта, но в долгосрочной перспективе формирует успешное развитие.
В Татарстане число призёров и победителей с 2015 года увеличилось в 2,2 раза, в Башкортостане уменьшилось на 24%. При этом общее число победителей призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников увеличилось в 1,4 раза. Поэтому доля призёров и победителей из Башкортостана сократилась в 2 раза. Башкирия при таких темпах деградации из середнячка может скоро превратиться в аутсайдера.
Если говорить об Уфе, то она по сравнению с российскими городами-лидерами выглядит не блестяще. В Саранске 34 победителя и призёра, в Уфе – 22, при этом в Саранске численность населения почти в 4 меньше, чем в Уфе. В Казани 142 ученика стали победителями и призёрами. Также больше победителей и призёров в Челябинске, Ижевске, Екатеринбурге.
Успех определяется системной работой и бюджетным финансированием.
В Башкортостане в 2018 году республиканским правительством утверждены Концепция развития одарённых детей и молодёжи в Республике Башкортостан, Комплекс мер по реализации Концепции, которые стали основными нормативными документами, определяющими цели и задачи работы с детскими талантами.
Ни один из целевых показателей Концепции развития одарённых детей и молодёжи в Республике Башкортостан не достигнут, запланированное бюджетное финансирование не исполняется. Даже 5,7 млн рублей бюджетных ассигнований на мероприятие «Одарённые дети» осваиваются не полностью.
При этом республиканское министерство образования активно продвигает негосударственную платную Гагаринскую олимпиаду. В ней участвуют все школы республики, собирая с родителей мзду для собственников мероприятия.
Я не знаю, почему чиновники её поддерживают. И это не важно.
Важно другое: госчиновники за счет родителей обеспечивают чьё-то материальное благополучие, отвлекаясь от своих прямых обязанностей.
Получается, что у чиновников свои приоритеты, идущие вразрез с приоритетами республики.
Звучат разные, иногда даже фантастические цифры по охвату одарённых детей системой образования Башкирии. Однако информация министерства образования и науки опровергает многие заявления чиновников об активной работе.
Но не это главное. Важен результат! Мы проигрываем активным регионам, отрыв от лидеров увеличивается. Это реальные итоги деятельности министерства. И они очень печальны.
Потому что, когда Башкирия, занимая 6 место в России по численности населения, оказывается на 10 месте по числу победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников – это провал.
Потому, что по числу дипломов в расчёте на 100 тысяч школьников Башкортостан в этом году в рейтинге регионов занял 19 место, опустившись на 3 позиции.
При этом число победителей и призёров из Татарстана почти в 7 раз больше, чем из Башкирии. В Мордовии с численностью населения 770 тысяч – 41 призёр и победитель, а в Башкортостане с численностью населения 4 млн всего 36. По числу победителей и призёров нас значительно опережают соседние регионы – Удмуртия, Челябинская область.
Все начинается с учителя. Учителя ˗˗ основа образования! Они создают наше будущее. Для этого у них должна быть достойная зарплата, а в Башкирии экономят. Республика занимает 72 место по заработной плате учителей среди российских регионов. Размер оплаты труда педагогов, осуществляющих сопровождение одарённых детей в Башкирии, в 5 раз меньше, чем в соседних регионах. А ещё проблемы с методиками, отсутствием системной работы по подготовке педагогов с одарёнными детьми. Вследствие этого, согласно опросу, около половины учителей не хотят работать с одарёнными детьми.
Регионы реализуют свои возможности по бюджетному финансированию развития детских талантов по-разному. По сравнению с Самарской областью и Татарстаном Башкортостан выглядит явно очень скромно.
Поэтому, если хотим добиться тех же результатов, что и успешные соседи, необходимо увеличить размер бюджетного финансирования, как минимум, на 100 млн рублей.
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует