Андрей Потылицын: Проходит время, меняется точка зрения начальства, и Набоков становится великим русским писателем, а Шевчук – неугодным певцом

Фрагмент программы «Аспекты мнений»
Министр культуры Башкирии прокомментировала UFA1.RU решение Башдрамтеатра об отмене спектакля «Зулейха открывает глаза» по роману Гузели Яхиной. Ранее Яхина открыта выступила против СВО на территории Украины. Театр выступил с заявлением, что мнение работников театра не совпадает с мнением автора и спектакль снимается с репертуара. Министр культуры Башкирии Амина Шафикова сообщила, что полностью поддерживает театр.
— Я поддерживаю решение театра. Это было его решение, но они консультировались с нами — и мы полностью поддержали их решение. А могут быть другие варианты? Если человек поддерживает мир, в котором присутствует нацизм, как мы можем выступать на ведущих театральных площадках под флагом этого человека? — сказала Амина Шафикова.
Политтехнолог Андрей Потылицын напомнил, что в недавнем прошлом страны такое уже было: в театрах снимали постановки неугодных авторов или запрещали к печати книги инакомыслящих писателей.
— Например, Набоков. Его произведения не печатали потому, что жил за рубежом и критически относился к советской власти. При этом многие его произведения не имели политического контекста и не могли быть вредны советской власти, но их не допускали к публикации и репликации в театрах, потому что человек имел позицию. Вот сейчас наблюдаем такую же картину. Само произведение «Зулейха открывает глаза» — история про репрессии сталинских времен, про историю нашей страны, которую пока еще никто особенно не отрицает. По содержанию очень тяжелое произведение, носит глубокий политический и общественный смысл. Но к нынешней ситуации не имеет отношения. А вот Гузель Яхина высказала свою точку зрения, не совпадающую с точкой зрения государства, госпожи Шафиковой и коллектива театра. Но сводятся ли все эти вещи? Личное мнение автора и его произведение.
В качестве другого примера Потылицын привел Юрия Шевчука, которого критиковали в уфимской прессе в 80-е годы прошлого столетия.
— Шевчука гнобили в 70-80-е, прославляли в 90-е и нулевые, а теперь он снова стал врагом народа, сравнившего родину и жопу президента. Это многообразие подходов к одному и тому же в нашей стране – удивительная вещь! Проходит время, меняется точка зрения начальства, и Набоков становится великим русским писателем, а Шевчук – неугодным певцом. Не удивлюсь, что лет через 5-7 снова будем прославлять Шевчука, его пригласят в Кремль, где он будет жать руку новому президенту. Я немного пожил при Брежневе и последующих товарищах, пришедших к власти, помню элементы лицемерия и разнообразие подходов, но до такой степени я не помню. Люди, делающие такие заявления (Амина Шафикова – ред.), либо полностью уверены в том, что это никогда не изменится, или в отчаянии, и по-другому сделать не могут. Хотя в прошлом многие жертвовали должностями, лишь бы не кривить душой.
Политтехнолог напомнил, что под заявлением театра нет подписей.
— Если бы были подписи, потом было бы очень интересно. Та же Шафикова обтекаемо объяснила ситуацию: «это не я решила, это они решили, я их поддерживаю, потому что Яхина высказывает вражескую позицию». Вот как они себя будут вести потом? Очень интересно. Вдруг через год-полтора ситуация изменится, и выяснится, что Гузель Яхина ничего плохого и страшного не сказала, а безымянный коллектив театра и министр Шафикова оставили людей без спектакля. Кто-то спросит с них? Посмотрим, поживем — увидим.
#андрейпотылицын
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует