Рамиль Рахимов: Будет ли этот памятник общий для СВО, или тема СВО становится большой отдельной? Должно пройти время, когда мы осмыслим

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

Выбор места для стелы «Уфа – город трудовой доблести» на набережной Белой оправдан, считает кандидат исторических наук, завкафедрой истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления БашГУ, зампред Общественной палаты РБ Рамиль Рахимов.

— В президентском указе от 2020 года говорится, что город, получивший такое звание, должен установить стелу на месте, доступном для горожан, — сказал в эфире канала «Аспекты». – Надо было поставить стелу в том месте, где можно давать салют, и город должен был учитывать, где есть свободное место.

По его мнению, с Монументом Дружбы стела не пересекается.

— Там монумент – здесь стела, стилистически другая. Это типовая стела, во всех городах они одинаковы, она пониже (относительно Монумента Дружбы – ред.) стоит, но при въезде она видна. Они не противоречат друг другу.

Историк не считает, что стеле было место в Черниковке, где сосредоточие заводов.

— Должно быть место, где будут салюты. Сперва хотели напротив Парка Победы, но там есть памятник труженикам тыла, а на «машинке» не вписывается с самим ДК Машиностроителей. 

Открытый недавно памятник генералу Шаймуратову и стела не связаны между собой.

— Стелу обязаны были поставить по указу, затем был коронавирус, а потом, когда нашли место, выяснилось, что там делают развязку и сразу нельзя было поставить. Это было наследие 2020 года. А памятник Шаймуратову ставился в силу того, что в 2020 году он получил посмертно Героя России. Идея памятника Шаймуратову прорабатывалась в 2021 году – позднее, чем стела, но на Советской площади тоже велись работы. Будут ли еще памятники по Великой Отечественной Войне? Скорее всего, речь пойдет о памятных досках отдельным персонажам. У нас есть памятник ушедшим на фронт на вокзале, есть памятник Шаймуратову. Есть памятник труженикам тыла, теперь есть стела. Соответственно, наверное, вопрос закрыли. Но что-то может быть. У нас не реализовано много других проектов. У нас была академия генштаба (эвакуированная в Уфу с 1941 по 1942 год – ред.), которой командовал генерал Евгений Шиловский, тот самый, от кого ушла жена к Булгакову, ставший прообразом персонажа в «Мастере и Маргарите» — тот самый муж, хороший, но нелюбимый. Шиловский здесь готовил будущих командиров полков, около тысячи человек. В память об этом человеке, наверное, надо поставить доску.

Историк не исключил, что следующие памятники будут ставить в честь ветеранов СВО.

— Да, может быть такое. Но у нас есть мемориал скорбящей матери в Черниковке, посвященный всем участникам вооруженных конфликтов. Будет ли этот памятник общий для СВО, или тема СВО становится большой отдельной? Должно пройти время, когда мы осмыслим. Через какое-то время, когда посмотрим на итог, к чему это все привело и чем закончилось.

Ранее Радий Хабиров выступил с предложением об открытии в республике памятника, посвященного героям специальной военной операции на территории Украины. По мнению Хабирова, памятник должен нести в себе идею о дружбе народов, так как среди военнослужащих-участников спецоперации есть представители разных национальностей.  

— Он озвучил одно из мнений, которое есть у людей в голове. Но как мы это осмыслим? Отнесем к тому памятнику («Скорбящая мать» — ред.), либо будет отдельный? Большое видится на расстоянии.  

#рамильрахимов

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует