Олег Арефьев: Брутто-контракты – волшебный артефакт, который дает чиновникам возможность объяснить свои неудачи

Фото Дмитрия Колпакова

Фрагмент программы «Аспекты городской среды»

Главу Башкирии спросили на прямой линии о будущем транспортной реформы. Он ответил, что в 2023 году Башкирия должна перейти на брутто-контракты с перевозчиками, то есть они должны выполнять услуги по перевозке пассажиров, а государство будет за это платить, а при необходимости, если не будет хватать денег, взимаемых с пассажиров, и доплачивать за эти услуги.

— Планы о введении брутто-контрактов слышим не первый год. То, что Радий Фаритович сел на этого конька, показывает, что наверху нет понимания, что происходит. Используются старые клише, которые не работают, — сказал в эфире «Аспектов» блогер-предприниматель Олег Арефьев. — Чтобы ввести брутто-контракты, нам нужен документ транспортного планирования – его нет. По факту и де-юре – нет. Мы в апреле отторговали разработку документов, которые должны быть представлены летом 23 года. Только представлены РосдорНИИ. Анкетированием населения он пока не занимался. Пока нет документов транспортного планирования – говорить о брутто-контрактах мы не можем.

По словам эксперта, власти не могут торговать маршрутами по брутто-контрактам в качестве госзакупки, пока не понимают, где они будут ездить, сколько и какие автобусы будут работать.

— В противном случае, а зачем тогда заказывали за 80 млн документы транспортного планирования? Мы понимаем, что маршрутная сеть дырявая, эксперты долго смеются, узнав что через одну остановку до 64 маршрутов проходит. Говорить о сегодняшней маршрутной сети как о нормальной – бессмысленно! Я пытаюсь понять его (Хабирова – ред.). Он говорит — «следующий этап транспортной реформы». А что, мы предыдущий закончили? Есть итоги предыдущего этапа? Новые автобусы уже имеют нареканий выше крыши, карта «Алга» не везде работает. Если первый этап был такой, то от второго ничего хорошего не жду.

Олег Арефьев полагает, что либо глава региона не до конца разбирается в теме, либо ему дают неверную информацию.

— Когда он говорит, нет ощущения, что понимает, о чем говорит. В мае заключили госконтракт, 14 месяцев на его исполнение, в июне должен быть готов проект документа уфимской и стерлитамакской агломерации. Его изучить должны, написать экономическое обоснование, подготовить госзакупку, провести ее. В самом хорошем варианте, если все грамотно и быстро будут действовать, смогут отторговать только к концу 23 года. Перейти в брутто-контракты в 23-м году в реальности не сможем. Понимаем, что вокруг закона есть куча дорог, чтобы обойти. Но брутто-контракт – это расходы. За хороший транспорт кто-то должен платить. Пассажир не сможет. Это будет дорого. Доплачивает регион. Эти деньги должны быть заложены в бюджет. Если говорим о 23 годе, то в городском бюджете Уфы должны предусмотреть деньги, порядка 2,5 млрд рублей, чтобы город доплачивал перевозчикам. По Уфе экономики нет, нет сети, все должен разработать РосдорНИИ.

Предприниматель заметил, что в бюджете 300-тысячного Архангельска на доплату перевозчикам заложено более миллиарда рублей.

— При самом скромном подсчете в Уфе на это потребуется 2,5 млрд рублей, или это снова будут «кривые» схемы. Пока реально не будем оценивать происходящее – не сдвинемся с места. Брутто-контракты – волшебный артефакт, который дает чиновникам возможность объяснить свои неудачи, мол, сейчас полная задница, потому, что нет брутто-контракта. Брутто-контракт — это механизм, а не волшебная таблетка.

Эксперт считает, что получить документ транспортного планирования и провести конкурсы на перевозки, чтобы в 2023 году уже перевести перевозчиков на брутто-контракты, нереально.

— Это все за месяц, по Радию Фаритовичу, так как в 2023 году, якобы, должны поехать по брутто-контрактам. Это все нереально. Да и где мы в 2023 году найдем пару свободных миллиардов?

#олегарефьев

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует