Тимур Ситдиков: Был эмоциональный спрос, но людей, которым проект был нужен, немного

Фрагмент программы «Аспекты Республики»

Сооснователь проекта «Мусор, гудбай» Тимур Ситдиков рассказал «Аспектам» о закрытии пунктов приема вторсырья.

— Мы прекратили деятельность, не вывозим и не принимаем вторсырье, все усилия направлены на проект в текущих реалиях, способен к выживанию комиссионный магазин одежды.

Ситдиков рассказал, что к моменту закрытия в переработку было отправлено 300 тонн вторсырья.

— По меркам индустрии немного. Но в рамках общественного проекта, работавшего за свой счет, это достаточный показатель, говорящий о том, что это было нужно людям. Но в недостаточной степени. Был эмоциональный спрос, но людей, которым проект был нужен, немного для того, чтобы это продолжало жить. Проект было закрывать легко и приятно, потому что никогда не приносил денег и скорее их съедал.

По словам предпринимателя, огромная часть вторсырья, как например макулатура, отправлялась на переработку за границу.

— В том числе в Европу. Европа сейчас с Россией не работает, соответственно сбыт упал, цены на сырье упали. Мы остались со своим мусором внутри страны. Уже сейчас в простой и на не полную мощность уходят заводы по переработке. Вся цепочка ломается. Все посредники испытывают проблемы, сфера становится менее выгодной, игроки уходят с рынка. Вторсырье, как и любая сфера, устроена так, что на рынке много посредников: одни собирают, другие перерабатывают, участников много. Вторсырье прибыльно, если работать в больших объемах. И с ликвидным сырьем. Допустим, обертки от «Сникерсов» — никому не нужное сырье. Почему с переработкой в России плохо? Нет стандартизации упаковки. Существует куча упаковок из разных пластиков, тяжело подверженных переработке. Их легко спутать с другими видами пластика. Даже в развитых скандинавских странах это сжигается.

По его словам, за все постсоветское время в России не стандартизировали упаковку, чтобы в дальнейшем ее можно было без проблем переработать.

— Производитель упаковки не несет никакой ответственности за то, как его упаковка будет в дальнейшем переработана.

В пример он привел полипропиленовый питьевой стаканчик.

— Сырье ликвидное. Но есть сложности со сбором. Я вот скажу – «полипропилен», ни у кого в голове не возникнет толком понимания, что это такое. Хорошая упаковка в плане переработки, но сложно отделить от другого стаканчика. Вспомните пластиковый контейнер, их встречается пять штук – пять разных видов пластика с разной химической структурой, которые по-разному перерабатываются, у них разные химические свойства, с разной степенью вреда для человека. Каждый из этих пяти видов пластика нужно собирать отдельно, чтобы была возможность переработать. Как это должен понимать не разбирающийся человек – понятия не имею. Проще сделать два вида, как-то их пометить краской на этапе производства и собирать. Но для этого нужна большая воля. И во многих сферах бизнеса много что перестроить.

Мусорная реформа не дала понимания рядовому обывателю, что делать с мусором.

— Отсутствие понятной агитации по раздельному сбору вторсырья. Ни на одном баке в Уфе толком не написано, почему это нужно делать, что можно класть, а что нет. По телевизору в прайм-тайм не показывают как правильно сортировать отходы дома. Явно должны быть налоговые послабления для тех, кто занимается переработкой. С точки зрения владельцев таких бизнесов сложно рассчитывать на понятные правила игры, ты не знаешь, на что ориентироваться.  

Формально мусор в Башкирии перерабатывается. У главного ТКО-регоператора – МУП «САХ» Уфы есть своя сортировочная линия.

 — У них сортировочная линия работает давно. Той линии, что я видел у «Спецавтохозяйства», явно недостаточно, чтобы отсортировывать весь объем отходов, который приезжает. По-хорошему, если бы они действительно думали об этой проблеме, сделали бы не одну линию, а двадцать. Не думаю, что «Спецавтохозяйство» действительно заинтересовано раздельно собирать отходы, бизнес у них довольно понятный. Забрал в точке А, отвез в точку Б. Ты монополист на рынке. Ты в любом случае будешь забирать из точки А, а точка Б у тебя есть (полигон в Черкассах – ред.). Если точка Б переполнится, тебе как-нибудь выделят вторую точку Б – ты же монополист. Зачем все усложнять — и так все хорошо.

#тимурситдиков

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует