Арсен Шаяхметов: Хабиров заходил в республику с мегапроектом 450-летия Уфы, символизирующим развитие региона

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

В минувшую среду исполнилось четыре года возвращению в Башкирию Радия Хабирова.

— За эти четыре года произошел целый ряд событий, причем совершенно разные настроения сменяли друг друга, но если говорим о сегодняшней ситуации, то развитие республики определяет внешнеполитический контур, в первую очередь события на федеральном уровне, — сказал в эфире «Аспектов» политолог Арсен Шаяхметов. – В последнее время потеряли внимание за ходом событий в республике, каких-то резонансных событий не наблюдается. Если смотреть в ретроспективе четырех лет, когда приходил Радий Хабиров – выпускался не один документ стратегического планирования. Сегодня по истечению этих лет мы не можем объективно судить, удалось что-то исполнить или не удалось, потому что за это время сильно меняется структура российской экономики, за это время происходит много событий на внешнеполитическом контуре и на федеральном уровне, в следствие которых меняются задачи развития региона и перспективы. Если раньше говорили о повестке развития, то сейчас основная задача стоит — сохранить то, что есть. И в какой-то степени приумножить социальные выплаты, и какие-то задачи по развитию экономики в тех условиях, которые на сегодняшний день имеются. И, конечно, мы помним, что Радий Хабиров заходил в республику с мегапроектом 450-летия Уфы, символизирующим развитие региона. В нынешних условиях полностью реализовать возможности, казавшиеся ранее реальными – невозможно.  

Он заметил, что Башкирии пока удается находить альтернативные рынки продажи своих экспортных товаров.

— Что касается промышленности и сельского хозяйства, то здесь также декларировались мегапроекты, как особая экономическая зона «Алга» и инвестиции, внедряемые в сельское хозяйство. Но если промышленный рост наблюдаем по статистическим показателям, а в начале года он был в районе 10-12 процентов, сейчас он снизился до 3-4 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то мы понимаем, что это динамика на фоне восстановления после ковида, и нужно делать скидку на инфляцию, которая сейчас очень высокая, и нужно рассматривать показатели роста сквозь призму обесценивания экономики.

В сельском хозяйстве успехи за счет рекордного урожая.

— Здесь можно говорить об инерции последних лет, где стабильно появляются неплохие результаты.

Социальная обстановка в республике стабилизировалась.

— Еще два года назад мы говорили о протестах, происходящих в республике, то сейчас в силу разных причин – силового и экономического факторов, давления на лидеров оппозиции, протестный тренд удалось сломить. Но вместе с тем нельзя говорить, что республика представляет спокойную местность, очень конфликтогенный регион. Идет постоянная борьба за ресурсы и внутриполитические дискуссии и споры. Если смотреть на эти четыре года, то можно сказать, что республика в экономическом плане не потеряла. Во внутриполитическом контуре, конечно, произошло усиление давления на гражданское общество и на СМИ, но это федеральный тренд. Сравнивая с другими регионами, мы видим как Башкирия занимала свои позиции, так и продолжает занимать где-то в верхней части «турнирной» таблицы. В районе десятки Башкирия по многим показателям располагается.  

Башкирия активно начала искать партнеров в СНГ и в зарубежье, например, в Иране.

— Если говорить об экономических партнерах, которых Башкирия потеряла в этом году, то здесь узнаваемость республики будет заметна. Как бы то ни было, европейские рынки были ключевыми для региона, и перспективы взаимодействия с европейскими партнерами были бы интереснее, чем с азиатскими. Но, как мы видим на примере Ирана и Узбекистана — это удается. Если говорим про узнаваемость в России, то я бы не сказал, что бренд республики как-то стал узнаваемым. В туристическом плане, возможно, да. Но это связано с тем, что ковидные ограничения и нынешняя политическая ситуация привели к тому, что меньше стало отдыхать за рубежом, и больше начали приезжать в регионы.   

#арсеншаяхметов

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует