Арсен Нуриджанов: неизвестно, у кого будет зима лучше: у нас или у них. И с какими ценами мы в этой зиме будем
Фрагмент программы «Аспекты мнений»
На оперативном совещании в правительстве обсудили подготовку к отопительному сезону. И.о. министра ЖКХ Ирина Голованова доложила, что все муниципалитеты сдали паспорта готовности к зиме. Радий Хабиров поблагодарил министерство за работу и попросил быть все время на связи с людьми. «Наша зима будет лучше, чем в Европе – вот это я точно знаю», — сказал он.
Социолог Арсен Нуриджанов в эфире «Аспектов» возразил: объективная картина ухудшается, считает он.
— Наш экспорт только за прошлый месяц упал на 450 млрд рублей. Санкции действуют. Мы теряем объемы продаж нефти и газа. Попытка навязать стратегию «газ в обмен на отмену санкций» провалилась. Европа стремительно от нас убегает. Хочу напомнить, что ЕС — крупнейший покупатель наших нефти и газа последние 60 лет. Да, зима у нас будет лучше, потому что газ и нефть здесь останутся. Если в Европе потребление нашего газа снижается, то Индия сократила потребление нашей нефти на 15 процентов, Китай на 30 процентов сократил, им столько сейчас не надо. По идее, излишки должны пойти на внутренний рынок. Наверное, мы сможем все дома в стране подключить к газу, и будем потреблять этот газ сами. Вопрос только, по какой цене? Я так понимаю, что цена тоже должна резко упасть для внутреннего потребления. Поэтому неизвестно, у кого будет зима лучше: у нас или у них. И с какими ценами мы в этой зиме будем. Башкирские ЖКХ-монополисты регулярно повышают цены и не пекутся о нас.
Он заметил, что Владимир Путин исполнил мечту либеральных экономистов, чтобы страна слезла и нефтегазовой иглы.
— Теперь Владимир Владимирович сделал все, чтобы мы с нее слезли. Даже там, где мы не хотим с нее слезть, нас с нее снимут. Мы видим, что крупнейший потребитель наших ресурсов — Германия, заключает долгосрочные контракты на СПГ: на 15-20 лет. Это значит, что мы будем отрезаны от рынка ЕС и ничего поставлять туда не сможем. Индия и Китай — это, конечно, хорошо. Но столько, сколько мы производим, они не потребляют. Соответственно, все это останется у нас в закромах, наверное, для будущих поколений.
Эксперт напомнил, что Запад вводит эмбарго на российскую нефть с 5 декабря.
— Наши западные партнеры делают, все, чтобы мы эту нефть не смогли продавать кому-то еще, — говорит Нуриджанов. – Прошедший саммит ШОС показал, что с Россией все меньше начинают считаться. Индия и Китай высказали «озабоченность» по поводу продолжения СВО в Украине. Что такое высказать «озабоченность» в лицо Путину? Фактически они ему сказали: «прекращай, нам это не нравится». Второе, Китай выступил с ясной и четкой позицией, что будет поддерживать территориальную целостность Казахстана, и будет тесно поддерживать связи с Казахстаном и Узбекистаном, потому что они много веков назад сложились. Явно высказали свой интерес в среднеазиатском регионе. Мы видим, что Узбекистан и Казахстан начинают тяготеть к Китаю, нежели прислушиваться к нам. Система ОДКБ тоже дала повод задуматься, когда уже не в Карабахе, а на армяно-азербайджанской границе начались боевые действия.
Нуриджанов заметил, что ОДКБ по своему уставу должно было заступиться за страну-участницу.
— Вместо этого, наш МИД невнятно высказал сочувствие, заявив, что против, недоволен, но военной помощи Пашиняну оказано не было. Турция и Азербайджан чувствуют, что Россия слабеет и разыгрывают там свои карты, в то же время путешественница Нэнси Пелоси приехала и пообещала от США военную помощь Армении.
Попутно идет вспышка конфликта между Киргизией и Таджикистаном. Оба — члены ОДКБ.
— ОДКБ показывает свою несостоятельность. Это все штрихи, указывающие на то, что Россия ослабла, с Путиным меньше считаются. Лидером ШОС, к которому все тяготеют – Китай. Это не мы. Премьер-министр Узбекистана встречал у трапа Владимира Путина, а президент Узбекистана поехал встречать дядюшку Си.
#арсеннуриджанов
Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует