Олег Арефьев: если сейчас пенсионер сидит на остановке и ждет троллейбус, чтобы сэкономить 5 рублей, то завтра при отсутствии разницы – сядет в автобус

Фрагмент программы «Аспекты городской среды»

МУП «Управление инфраструктурой транспорта» предупредило о повышении цен на проезд в электротранспорте в Уфе. С 16 сентября стоимость проезда в электротранспорте составит: за наличный расчет, по банковской карте – 30 рублей (сейчас 25), по карте «АЛГА» для граждан – 25 рублей (сейчас 22), для школьников – 15 рублей (сейчас 13).

— Рассмотрим это с точки зрения экономики, — предложил блогер-транспортник, ведущий программы «Аспекты городской среды» Олег Арефьев. — Если допускаем, что оператор электротранспорта поднимает стоимость проезда, чтобы поправить финансовое положение, давайте посмотрим на цифры. Пассажиропоток на электротранспорте – 7 млн человек. Допустим, все они доплатят по 5 рублей к стоимости проезда. В месяц получим максимум 3 млн рублей. Это не покроет и десятой части затрат электротранспорта. Сегодня эти 3 млн доплачивает город. После поднятия цены город будет платить на 3 млн меньше. Что такое 3 млн для города? Куница, выпущенная в день города в небо обошлась почти в 4 млн рублей. Куницу в воздух за 4 млн можем засандалить…

Он напомнил, что электротранспортом в основном пользуются пенсионеры и льготники.

— Часто из-за этих 5 рублей стоят и ждут (трамвай или троллейбус). Я понимаю, что для чиновника 5 рублей – ни о чем. А для простого человека? Если каждый рабочий день туда-обратно – 240 рублей в месяц. У людей с доходом в 15-20 тысяч рублей на человека в месяц, 240 рублей — это деньги!

Арефьев предложил рассмотреть опыт соседних регионов.

— Когда Пермь подняла стоимость проезда на 30 процентов, автоматически пассажиропоток упал на 7,4 млн человек, а выручка выросла всего на 11 процентов. Люди перестали ездить, для людей это критично. Если сейчас пенсионер сидит на остановке и ждет троллейбус, чтобы сэкономить 5 рублей, то завтра при отсутствии разницы – сядет в автобус. Упадет пассажиропоток, кто-то перестанет платить, кто-то платит по «Алге», ну максимум выиграют 1-1,5 млн в месяц. Это вообще ничего не решает, но социально неприятное действие.

Арефьев заметил, что этим действием власти, возможно, пытаются похоронить электротранспорт.

— Сейчас чиновники покажут, что они сделали все возможное, подняли стоимость проезда, но выручки нет, пассажиропоток критически падает, поэтому закрываем и хороним. Понятие стоимости проезда при таком раскладе можно объяснить только так.

По его словам, были все факторы для успешного проведения транспортной реформы.

— Больше 5 млрд рублей затратили только на закупку автобусов. Я не знаю региона, который мог бы себе позволить это сделать за свой счет, кроме Москвы и Петербурга – это другие экономики. Мы истратили больше всех денег на закупку транспорта. 

Повышение стоимости проезда на электротранспорте – грустная весть. 

— По моему ощущению, это такой шажок в сторону похорон электротранспорта. А все к этому идет. Мы трамваи (из Москвы – ред.) не получили, парк не обновляем, рельсошпальную решетку толком не ремонтируем – она в ужасном состоянии. Рано или поздно заложенный в советское время запас мощности кончится, — резюмировал Арефьев. 

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует