Дмитрий Михайличенко: нужно понимать, что и в Советском Союзе инерция угасания была очень долгой

Фрагмент программы «Аспекты мнений»

Особенность нынешнего социально-экономического кризиса в том, что он наступает не сразу, комментирует доктор философских наук, политолог Дмитрий Михайличенко.

— Уважающие себя аналитики не скажут, что санкции на пользу. Тот же запрет на экспорт нефти в Европу еще не вступил в действие. Семь санкционных пакетов, а возможно еще будет больше, говорят о постепенном ухудшении ситуации. В этих условиях адаптироваться гораздо сложнее. В крымский кризис – нахлынула волна санкций и всё… адаптировались. А сейчас «поле неопределенностей» и любые ограничения возможны, — сказал политолог в эфире «Аспектов». — Я бы не стал поверхностно относится к тому, что Латвия признала Россию спонсором терроризма. Есть и более жесткие варианты, что США признает. Это будет фактически крушение. Но для США это будет тоже сложно, поэтому они на это скорее всего не пойдут. В крайнем случае, есть еще более жесткий вариант, когда Россия получит статус страны-террориста. Предел санкционного давления, эволюции санкций и выхода на качественно новый уровень заключается во многих вариантах развития событий.    

Несмотря на то, что общественное мнение подавлено, есть амортизационный фактор – рейтинги власти высоки.

— Но и алармистские прогнозы либеральной части экспертов – не оправдались. Тот же Потапенко, говорил, что в апреле молоко будет разливаться в бидонах, потому что с тетрапаком будут проблемы. Но этого не произошло. Но нужно понимать, что и в Советском Союзе инерция угасания была очень долгой. У российской власти есть запас прочности. На Восток переориентировали экспорт нефти, с дисконтом, но это нормально, это способствует тому, чтобы Индия более внимательно относилась к российским интересам.

Михайличенко заметил, что не вызывает сомнений дальнейшая милитаризация экономики.

— Но тем не менее, инерции может хватить на два-три года. Но постепенное ухудшение ситуации, безусловно, происходит. У Башкирии запас выше среднего, но вы же понимаете, что многое зависит от нефтепереработки. Но опять же критичным не будет: нефть все равно будут продавать. Иноземцев прекрасно сказал, что даже если Европа накладывает санкции, то поставки идут в Индию. В этой ситуации бенефициар не Россия, но Россия в накладе не останется. Самые сложные регионы – регионы с автопромом. Это и Зубаревич сразу говорила: ее мартовский анализ полностью оправдался. А у Башкирии все нормально. Есть сельское хозяйство, которое меньше всего пострадает, площади в этом году увеличили, голодными не будут.

Однако по другим направлениям, ухудшения будут.

— Ситуация не определена от того, что если на театре военных действий будет жёсткая эскалация, то возможны жесткие санкции, если нет – постепенный режим ухудшения. На Западе умеют мыслить стратегически: он делают все, чтобы добиться целей.

Он заметил, что ошибка алармистов в том, что они не предсказали срок.

— А запас прочности действительно есть, и он хороший. Пропагандистам он позволяет говорить, что мы адаптировались, и все нормально. На самом деле это не соответствует действительности.

Политолог заметил, что выключение России из глобализации не сулит ничего хорошего.

— Сулит только нищету, закрытость и режим, близкий к тоталитарному. Пока власти не хотят доводить ситуацию до такой хотя бы потому, что это приведет к изменению правящего класса: к ожесточению. А это не тот путь, который они хотят. Они хотят худо-бедно замириться с Западом на холодную вражду, продолжать торговать и прекратить СВО. Но Украина не готова обсуждать что-то. Ситуация может затянуться на несколько лет. А то и больше.

#дмитриймихайличенко

Публикация содержит субъективное мнение и оценки спикера. Редакция их достоверность не гарантирует